Российские налоги дошли до предела
Во вторник, 11 мая, российское налоговое ведомство оперативно представило предварительные данные о поступлении в федеральный бюджет налогов и сборов в апреле.
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) в апреле, по оперативным данным, обеспечило привлечение в федеральный бюджет без учета единого социального налога (ЕСН) 126,1 млрд руб. налогов и сборов. Это на 12,1 млрд руб., или на 10,6%, больше, чем в марте этого года. Такие данные представил во вторник департамент анализа и планирования налоговых поступлений МНС. Напомним, что в марте, по информации налогового ведомства, казна получила 113,9 млрд руб. налогов и сборов (без ЕСН), а прирост по отношению к февралю составил 17,1%.
Таким образом, рост налоговых поступлений в бюджет продолжается, что может свидетельствовать о здоровье экономики. Или о том, что основные поставщики доходной части казны, нефтяные и газовые гиганты, более-менее честно делятся с государством дополнительными доходами, выручаемыми за счет повышения мировых цен на энергоносители. Ведь, согласно данным за прошлый год, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ставки которого для нефтяников увязаны с конъюнктурой международного нефтяного рынка, занял почетное третье место среди поступлений, администрируемых МНС. В нынешнем году, по предварительной информации, он стал вторым после НДС источником доходов бюджета.
Кстати, согласно информации налогового ведомства, именно НДПИ показал в начале нынешнего года наибольший в годовом исчислении прирост. В первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. поступления от него возросли на 67%. Судя по мировым ценам на нефть, апрель не должен испортить этой радужной статистики.
С остальными налоговыми поступлениями дело обстоит несколько хуже. В среднем за первый квартал 2004 г. в федеральный бюджет поступило налогов и сборов (без учета ЕСН) на 7% больше, чем годом ранее. Если опираться на оперативные данные МНС за апрель, получится, что за четыре месяца прирост поступлений в госказну составил 6,5%. Как ни считай, в очищенном от инфляции виде в бюджет мобилизуется несколько меньше средств, чем раньше.
С одной стороны, это может объясняться эффектом от налоговой реформы. С 1 января на два процентных пункта была снижена ставка НДС. Тем не менее этого налога за первый квартал собрано на 4% больше в годовом исчислении. Но с учетом инфляции и показываемых экономикой темпов роста приходится констатировать: налогоплательщики нашли новые лазейки.
Похоже, это относится и к части единого социального налога, зачисляемой в федеральный бюджет. В апреле в казну поступило 39,6 млрд руб. ЕСН, что лишь на 3% больше показателя за март. Месяцем ранее прирост по отношению к февралю составлял 12,7%.
Мало-помалу сокращается в нынешнем году и такой показатель собираемости налогов, как отношение налоговых поступлений к объему ВВП. В январе его значение было максимальным v 14,0%, в основном за счет окончательных расчетов по платежам за прошлый год. В феврале значение данного показателя опустилось уже до 12,2% ВВП, в марте v до 11,9%, в апреле, по предварительным оценкам, сократится до 11,6% ВВП.
Таким образом, все усилия властей по наполнению казны наталкиваются на успешное сопротивление налогоплательщиков. Собираемость налогов в пределах 11-12% ВВП остается, в конечном счете, неизменной, несмотря на все реформы и открытые Лаффером закономерности. Скорее всего, и нынешний, завершающий этап преобразований в налоговой системе России ничего существенным образом не изменит.