"Большая чистка" российского бизнеса началась
Прошедшая неделя стала воистину уникальной по числу прямых и косвенных "наездов" власти на представителей крупного российского бизнеса.
Правда, если в случае с Аяцковым, речь идет ни много ни мало об уголовном деле, то во втором случае обошлось без перехода на личности: премьер правительства РФ и глава ФАС ограничились лишь намеком (отнюдь не прозрачным) на ситуацию в столичном строительном комплексе. Однако это ничуть не помешало наблюдателям уже на следующий день сделать соответствующие выводы.
Что же касается масштабного "построения" представителей бизнеса, то здесь наибольшее усердие проявили Центробанк, Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу, ну и, конечно же, Счетная Палата во главе с несгибаемым борцом за все существующие виды справедливости - Сергеем Степашиным.
В четверг, как известно, Банком России была отозвана лицензия у "Содбизнесбанка", обвиненного в нарушении законодательства о противодействии отмыванию денег. Как сообщил первый зампред ЦБ РФ Андрей Козлов, это первый случай, когда лицензия у банка отзывается на основании нарушений требований, предусмотренных законом "О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма". Правда, при этом на пресс-конференции, посвященной отзыву лицензии, Андрей Козлов поспешил заявить о том, что действия в отношении "Содбизнесбанка" не являются началом новой массовой кампанией против банков.
Практически в то же время, когда зампред ЦБ говорил о "единичности" случая "Содбизнесбанка", из уст руководителя Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу Виктора Зубкова раздавались заявления несколько иного характера. Согласно им, на сегодняшний момент ФСФМ подозревает около 10 российских банков в отмывании доходов, полученных преступным путем. По словам, главы федеральной службы, лишение "Содбизнесбанка" лицензии стало одним из результатов деятельности финразведки. "Мы будем вести жесткую политику в отношении банков и организаций, нарушающих закон о противодействии отмыванию преступных доходов", - заявил Виктор Зубков, находясь на сессии ФАТФ в Париже. Стоит заметить, что на сегодняшний день, представители российского бизнеса существенно недооценивают значимость ФСФМ, не являющуюся, по сути, силовой структурой.
Вместе с тем, занимающаяся пока преимущественно аналитической деятельностью служба таит в себе огромный силовой потенциал. Постепенно с изменениями законодательства, под юрисдикцию финразведки переходят и далее продолжат переходить все большее количество вопросов и полномочий. По мнению экспертов, момент истины наступит тогда, ФСФМ будет предоставлен статус силовой структуры. В этом случае представители службы получат право самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести расследования. "Профильный" же для ФСФМ состав преступления - отмывание денег. По мнению юристов, он настолько расплывчив и всеобъемлющ, что его нетрудно найти или добавить практически к любому другому экономическому составу. В итоге, это фактически гарантирует участие ФСФМ в любом деле, в котором она захочет поучаствовать.
Важным моментом в этом случае может стать принятие рекомендованных ФАТФ поправок к российскому законодательству, предполагающих возможность конфискации орудий преступления и доходов от преступлений совершенных в сфере "отмывания". Такими орудиями являются, естественно, сами структуры, проходящие по делу об отмывании (то есть банки и прочие соответствующие институты), и деньги.
Таким образом, безобидная на первый взгляд контрольно-аналитическая служба в нужный момент легко может стать мощнейшим инструментом по конфискации практически любого бизнеса (и/или денег в нем), попавших под обвинение в "отмывании".
На этом фоне пример с "Содбизнесбанком" (который, возможно, и впрямь был замешан в противоправных действиях) может оказаться лишь легкой "пробой пера" перед куда более масштабными действиями. О том, кто следующий на очереди из числа десяти банков, о которых упоминал Зубков, можно только догадываться.
Не менее динамично и интересно развивались события и вокруг другого скандального "хозяина жизни" Романа Абрамовича. Председатель Счетной Палаты Сергей Степашин, находясь в Англии на международном семинаре, пока что в шутку предложил "помочь" губернатору Чукотки добраться из Лондона в Москву.
Выступая на семинаре, Сергей Степашин заявил, что у СП достаточно претензий как к уплате налогов контролируемой Абрамовичем "Сибнефти", так и к его деятельности в качестве губернатора. Как водится, главе Счетной палаты больше всего не дают покоя схемы ухода от налогов. "На эти темы мы уже давно говорили и по "Сибнефти", и по другим крупным компаниям. Пора ставить точку. Основная проблема, которая нас волнует на Чукотке - это целевое и нецелевое расходование бюджетных средств", - заявил Сергей Степашин.
Ранее Степашин уже высказывал предположение, что потраченные на покупку "Челси" $300 млн являются теми самыми 10 млрд руб., которые любитель большого футбола увел от налогов через Чукотский офшор в 2001 году.
По его словам, итоги проверки деятельности чукотского руководства будут подведены 21 мая. А результаты проверки "Сибнефти" будут обнародованы уже в понедельник. На заседание палаты пригласили и самого Романа Аркадьевича.
Нет сомнений, что местом подобных заявлений Лондон был выбран Степашиным неспроста. Глава Счетной палаты отчаянно хотел дать понять, что отсидеться на просторах Туманного Альбиона, подобно Борису Березовскому, начальнику Чукотки будет проблематично. Не менее проблематичным, по мнению Степашина, должно стать и сокрытие там (в виде, футбольных клубов, игроков и т.п.) уведенных от налогообложения средств.
Так же рьяно главный счетовод России старался привлечь на свою сторону и английских коллег, пытаясь видимо, тем самым заставить британскую землю гореть под ногами чукотского губернатора. Как сообщает "Русский курьер", в ходе лондонского визита, Степашин первым делом встретился со своим английским коллегой - руководителем Национального контрольного управления Великобритании Джоном Борном. При этом последний признался, что у английской стороны вызывает беспокойство растущий приток в страну денег российских олигархов, которые отмываются, в том числе путем приобретения собственности. Как пояснил г-н Борн, возглавляемое им ведомство намерено изучить вопрос о чистоте поступающих в Британию частных российских капиталов.
Однако, в подобной решимости английского коллеги Степашина вряд ли стоит видеть сенсацию, равно как и ждать скорого ареста счетов Абрамовича и конфискации "Челси". Борн повел себя исключительно в соответствии с правилами делового этикета, что вовсе не означает полного разделения им позиций своего российского коллеги.
Сомнительно, что в схемах ухода от налогов (их разрабатывали явно не идиоты), применяемых структурами Романа Абрамовича, английские юристы смогут усмотреть состав преступления. Это означает, что конфисковать и репатриировать, в случае необходимости, английские активы чукотского губернатора российской стороне будет крайне проблематично. Похоже, это прекрасно понимает и сам "виновник торжества", заявивший недавно о намерении прикупить для "Челси" за $116 млн 24-летнего полузащитника "Барселоны" Рональдиньо.
И все же, резко активизировавшаяся в эти дни деятельность федеральных властей в отношении бизнеса и некоторых политиков не может не обратить на себя внимания. Роман Абрамович, пожалуй, один из немногих крупных российских бизнесменов выбравших игру на грани фола. Большинство же других, предпочло либо, от греха подальше, признать "генеральную линию", либо везти в страну лотками яйца Фаберже, в надежде не "попасть под раздачу". Увы, при этом многие из них забывают о том, что в случае глобальной смены всей структуры российского бизнеса (и не только) бессмысленно прикрываться клятвами в верности, не говоря уже о каких-то яйцах. Тем временем демонтаж былой олигархической системы, судя по развитию событий, начался и российский бизнес ждут серьезные перемены. Хотелось бы верить, что к лучшему-