¦ЛУКОЙЛ¦ построит трубу
¦ЛУКОЙЛ¦ продолжает изыскивать новые возможности для увеличения экспорта своей нефти. Компания объявила о намерении построить нефтепровод от своего завода в Волгограде до экспортной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
--------------------------------------------------------------------------------
¦ЛУКОЙЛ¦ v крупнейшая в России нефтяная компания. В прошлом году добыл 81,5 млн т нефти, из которых 37,7 млн т было отправлено на экспорт. Нефтепровод КТК (Тенгиз v Новороссийск) протяженностью 1580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Сейчас мощность этой системы составляет 28,2 млн т нефти в год, но постепенно она должна возрасти до 67 млн т. СП LUKARCO, принадлежащее ¦ЛУКОЙЛу¦ и ВР, владеет 12,5% участия в КТК.
--------------------------------------------------------------------------------
В обнародованном на днях годовом отчете ¦ЛУКОЙЛа¦ говорится, что компания планирует продлить магистральный нефтепровод ¦Транснефти¦, подходящий к Волгоградскому НПЗ, и подключиться к КТК, который качает сырье на морской терминал под Новороссийском. Уже подготовлено ТЭО этого проекта.
Как пояснил ¦Ведомостям¦ начальник отдела ¦ЛУКОЙЛа¦ по работе с инвесторами Геннадий Красовский, планируемая мощность нефтепровода = 3 млн т в год, ориентировочная стоимость его строительства = около $100 млн. ¦Возможная реализация этого проекта позволит частично заместить железнодорожные поставки трубопроводными, которые вдвое дешевле¦, = поясняет Красовский. Сейчас ¦ЛУКОЙЛ¦ экспортирует по железной дороге и речным транспортом порядка 5 млн т нефти в год.
Но сначала, отмечает Красовский, проект необходимо согласовать с КТК, ¦Транснефтью¦ и с государством. С ¦Транснефтью¦, в частности, предстоит договариваться о небольшом расширении пропускной способности трубы перед Волгоградом.
Представитель КТК говорит, что консорциум уже получил от ¦ЛУКОЙЛа¦ заявку на поставку нефти в 2005 г., но не назвал ее объем. КТК уже выдал компании технические условия на подключение к труде. Заявку компании, говорит собеседник ¦Ведомостей¦, акционеры КТК еще не рассматривали, но ¦ЛУКОЙЛ¦ вряд ли может рассчитывать на большой объем, потому что загрузка того участка, к которому он хочет подключиться, уже превысила проектную. ¦Скорее это заявка на перспективу, = говорит представитель пресс-службы консорциума. = "ЛУКОЙЛ" хочет, чтобы его пожелания были учтены при решении вопроса о том, как и когда КТК будет расширять свои мощности¦.
А вот вице-президент ¦Транснефти¦ Сергей Григорьев говорит, что ему ничего не известно об инициативе ¦ЛУКОЙЛа¦. По его словам, ¦Транснефть¦ не может поставлять на НПЗ объемы нефти, превышающие его мощность, так что если ¦ЛУКОЙЛ¦ решит экспортировать сырье в этом направлении, то лишь в ущерб загрузке Волгоградского НПЗ. В 2003 г. объем переработки на этом заводе составил 7,7 млн т при проектной мощности 10,1 млн т. Относительно расширения трубы ¦Транснефти¦ перед Волгоградом Григорьев говорит, что это в принципе возможно, но только если ¦ЛУКОЙЛ¦ заплатит за это.
Но чиновник из Минпромэнерго считает, что вряд ли государство пойдет навстречу ¦ЛУКОЙЛу¦. ¦Если они вложат деньги в новую трубу, то захотят пользоваться ею эксклюзивно. Но законодательно установленный принцип равнодоступности трубопроводов никто не отменял, и правительство не пойдет на его нарушение¦, = говорит он. Он также отмечает, что чиновники вряд ли согласятся с созданием частного экспортного нефтепровода. Валерий Нестеров из ¦Тройки Диалог¦ признает, что государство может усмотреть в планах ¦ЛУКОЙЛа¦ попытку обойти его инфраструктуру и снизить госконтроль над экспортом. А Мария Радина из группы ¦АВК¦, напротив, считает, что российское государство как один из акционеров КТК ¦позитивно отнесется к появлению новой нефти в этой трубе¦.