Как свидетельствуют документы, попавшие в распоряжение WSJ и достоверность которых подтверждают три человека, близко знакомые с ситуацией в Shell, занимавший должность главного внутреннего аудитора по запасам Антон Барендрегт в 2002 и 2003 гг. сообщал о риске завышения доказанных резервов. Барендрегт, ушедший на пенсию в этом году, распространял среди топ-менеджеров группы и внешних аудиторов ежегодные отчеты о резервировании. В этих докладах он предупреждал, что правила резервирования Shell могут в ряде случаев не соответствовать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Он обращал внимание и на то, что система вознаграждений в Shell может привести к завышению резервов, так как рост запасов оказывал прямое влияние на повышение вознаграждения ряда топ-менеджеров группы. После скандала в этом году Shell отказалась от бонусов за рост резервов.
Хотя Барендрегт оценивал возможные ошибки при завышении резервов примерно в 1%, его отчеты указывали на серьезные системные проблемы. Документы свидетельствуют, что об этих проблемах было известно более широкому кругу топ-менеджеров и членов советов директоров, о чем раньше говорила Shell. Однако не ясно, как внешние аудиторы KPMG и PricewaterhouseCoopers отнеслись к его предупреждениям. В письме KPMG внутренним аудиторам Shell, отправленном в феврале 2002 г., упоминается о полученном от них отчете, но говорится, что существенных ошибок в учете резервов группы за предыдущий год нет.
Royal Dutch/Shell v третья по величине нефтегазовая группа в мире. Чистая прибыль группы в 2003 г. составила $12,5 млрд., выручка v $202 млрд.






