Разгромить ЮКОС помогут немцы
Оценивать главный продаваемый актив нефтяной компании призван крупный банк из Германии LЮганскнефтегаз¦ на этой неделе стал любимой игрушкой биржевых спекулянтов, благо чиновники регулярно подбадривали манипуляции инсайдеров своими сообщениями.
LЮганскнефтегаз¦ на этой неделе стал любимой игрушкой биржевых спекулянтов, благо чиновники регулярно подбадривали манипуляции инсайдеров своими сообщениями. Вот и сегодня еще одно российское ведомство, Министерство юстиции, всколыхнуло фондовый рынок сообщением о том, что для LЮганскнефтегаза¦ выбран оценщик v немецкий банк Dresdner Kleinwort Wasserstein.
Шумиха, которая в последние дни поднялась вокруг LЮганскнефтегаза¦, вполне объяснима. LЕсли ОАО LЮганскнефтегаз¦ будет продано, руководство НК LЮКОС¦ будет вынуждено в ближайшее время объявить о банкротстве крупнейшей российской нефтяной компании¦, v именно так комментировал менеджмент ЮКОСа возможность лишиться своего основного нефтедобывающего актива. А такая угроза висит над компанией с тех пор, как на акции LЮганскнефтегаза¦ был впервые наложен арест и появилась информация о том, что основной Lнефтедобытчик¦ ЮКОСа может быть продан за 1,75 млрд долл. То есть за цену, заниженную до абсурда: предприятие, как ожидается, принесет ЮКОСу по итогам года 60% нефти (54 млн тонн из 90 млн тонн). Экспертные оценки реальной стоимости LЮганскнефтегаза¦ варьируются от 10 до 25 млрд долл., и понятно, что за такую цену продать их возможно только на открытом аукционе.
Собственно, вопрос Lпродадут или не продадут?¦ за последние три-четыре дня перед потенциальными покупателями и биржевиками ставился неоднократно. Акции предприятия сначала арестовали, затем арбитражный суд признал арест незаконным, на следующий день акции вновь были арестованы. И теперь 18 августа тот же арбитраж рассмотрит иск адвокатов ЮКОСа о признании недействительным вторичного ареста. Рынок на эти последние сообщения реагировал нервно: акции гонимой нефтяной компании пережили сокрушительное падение, затем триумфальный взлет (аж на 23%) и очередной обвал (в среднем на 15%). LНа российском фондовом рынке акциями НК торгуют теперь только спекулянты, крупные инвесторы пока избегают операций с ценными бумагами предприятия¦, v говорят эксперты.
Четверг начинался относительно спокойно, однако к середине дня Минюст подогрел фондовиков сообщением о выбранном оценщике: котировки ЮКОСа за 16 минут выросли на 7%. Однако эксперты говорят, что на самом деле эта новость имеет неоднозначные последствия для компании. LПервая реакция рынка позитивна, потому что стало ясно, что вопрос с продажей LЮганскнефтегаза¦ не будет ограничен внутрироссийскими разборками. Dresdner Kleinwort Wasserstein v авторитетный западный банк, и наличие независимого оценщика порадовало потенциальных инвесторов. Кроме того, это косвенно свидетельствует о том, что предприятие будет продано на честном открытом аукционе, потому что не в интересах репутации Dresdner Kleinwort Wasserstein демонстрировать свою ангажированность российскими властями¦, v сказал RBC daily аналитик ИК LЦерих¦ Сергей Захаров. LОднако можно сказать, что заявление Минюста v сигнал о том, что LЮганскнефтегаз¦ почти наверняка будет продан¦, v добавил эксперт.
Dresdner Kleinwort Wasserstein v инвестиционное подразделение Dresdner Bank v уже около десяти лет консультирует крупнейшие российские компании, такие как LТранснефть¦, LРоснефть¦, LГазпром¦. Так, последнему DKW содействовал в проекте по строительству Северо-Европейского газопровода, занимался оценкой активов LГазпром-медиа¦. А в начале августа немецкая компания приступила к брокерским операциям на российском рынке акций, объясняя это возможностью найти новых клиентов и удовлетворить спрос на российские ценные бумаги уже имеющихся. Так что радостная волна на сегодняшних торгах была вызвана, в первую очередь, авторитетным именем оценщика.
LПрисутствие западного инвестора обозначает экономически обоснованную оценку LЮганскнефтегаза¦. Ведь опасения российских инвесторов были связаны с тем, что крупнейшее нефтедобывающее предприятие ЮКОСа будет продано за копейки. Что касается непосредственной продажи компании, то, конечно, ЮКОСу было бы выгоднее избавиться от менее крупного актива, например, от пакета LСибнефти¦, однако судебные приставы настаивают на том, чтобы лишить ЮКОС его основного актива¦, v прокомментировал ситуацию RBC daily эксперт ИФК LМетрополь¦ Евгений Сацков.
По мнению же аналитика Банка ЗЕНИТ Евгения Суворова, в случае справедливой оценки LЮганскнефтегаза¦ средств от его продажи хватит не только на погашение налоговой задолженности ЮКОСа за 2000 год, но и на выплату долгов по налогам за последующие годы v в случае если претензии МНС к компании будут подтверждены судом. Однако, считает Евгений Суворов, если ЮКОС потеряет свой основной актив, то у компании существенно снизится объем добычи и она перестанет быть одной из крупнейших нефтяных компаний в России. Вопрос этот, видимо, уже можно считать решенным, однако теперь встает другой вопрос: на каких условиях Lуйдет на сторону¦ этот актив? И решать его придется с поистине немецкой точностью.