"ФРАДКОВУ ДАЮТ ПОНЯТЬ, ЧТО РЕФОРМЫ НУЖНО ПРОВОДИТЬ"
До конца года правительство определит дальнейшую судьбу "Газпрома" и РАО "ЕЭС" Резкие выступления министра финансов Алексея Кудрина на последнем заседании правительства были услышаны.
Резкие выступления министра финансов Алексея Кудрина на последнем заседании правительства были услышаны. Предложив премьер-министру начать реформу естественных монополий, он слетал в Сочи к Владимиру Путину. После чего во вторник представитель администрации президента заявил, что вопрос о реструктуризации РАО "ЕЭС" и "Газпрома" будет решен.
Правительство до конца года примет решение по реформированию электроэнергетики и газовой отрасли, заявил во вторник руководитель экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, особого замедления в реформировании РАО "ЕЭС" не предвидится, все этапы закреплены законодательно и максимум, чего можно ожидать, это перенесения сроков их реализации на один квартал. То же самое касается "Газпрома". "Надеемся, что основные принципы реформирования будут определены до конца года", - заявил Дворкович. По его словам, сейчас обсуждаются различные сценарии проведения либерализации рынка акций. В частности, решается вопрос, нужно ли государству добиваться получения контрольного пакета "Газпрома": "Де-факто контроль существует, но вопрос заключается в том, насколько велики риски, что ситуация не оформлена де-юре". По мнению Дворковича, как раз от оценки этих рисков и будут зависеть дальнейшие шаги по либерализации рынка акций.
Заявлениям Аркадия Дворковича предшествовала субботняя встреча Владимира Путина и Алексея Кудрина. По неофициальным данным, одной из главных тем беседы, ради которой министр финансов наведался к отдыхающему президенту в Сочи, как раз и являлось реформирование естественных монополий. Напомним, что на последнем заседании правительства, состоявшемся в четверг, 19 августа, этот вопрос послужил поводом для ожесточенной дискуссии.
Премьер-министр Михаил Фрадков раскритиковал главу Минэкономразвития Германа Грефа за то, что подготовленные его ведомством социально-экономические прогнозы не предполагают темпов роста экономики, которые способствовали бы удвоению ВВП. Защищая коллегу, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что условием для 7,5-процентного роста ВВП в будущем году является проведение реформы в ЖКХ, газовой, энергетической и транспортной отраслях. По данным "Известий", президент увидел резкое выступление Кудрина по телевизору. И оно ему понравилось. Путин даже похвалил главу Минфина за "хороший командный голос".
"Непонятно, чего теперь ожидать: то ли Кудрина назначат главой Минобороны, то ли пожурят Фрадкова за то, что он тормозит реформы", - заявил "Известиям" управляющий активами УК "Проспект" Александр Баранов. Он отмечает, что последнее слово останется за президентом, однако "Фрадкову уже сейчас дают понять, что реформы нужно проводить".
Косвенным подтверждением того, что реформа РАО "ЕЭС" может наконец сдвинуться с мертвой точки, послужила обнародованная Минэкономразвития информация по ОГК - оптовым генерирующим компаниям. По плану реформирования РАО "ЕЭС" эти предприятия должны объединить крупнейшие активы энергохолдинга. В начале лета вопрос об учреждении одной из ОГК был "подвешен" на совете директоров Фрадковым. Затем появилась информация о том, что состав оптовых генерирующих компаний может быть пересмотрен, акции РАО пошли вниз, а аналитики заговорили о свертывании реформы. Однако на днях Минэкономразвития опубликовало проект государственной директивы относительно создания очередной ОГК. Этот вопрос совет директоров РАО "ЕЭС" должен рассмотреть 3 сентября. Хотя речь идет лишь о проекте положительной директивы, которую Фрадкову предстоит поддержать или отвергнуть, фондовые рынки отреагировали повышением курсовой стоимости акций энергохолдинга.
Что же касается рисков, связанных с либерализацией рынка акций "Газпрома", о которых упоминал Дворкович, то здесь речь идет о своего рода перестраховке. В настоящий момент государству принадлежит 38,4% акций газовой корпорации. На балансе "дочек" "Газпрома" находится, по различным оценкам, от 11,7 до 17%. Правительство контролирует их де-факто, так как имеет огромное количество рычагов для воздействия на компанию - помимо собственно госпакета есть еще цены на газ, налогообложение, антимонопольное регулирование доступа к трубопроводам и контроль над инвестполитикой. "Вопрос в том, насколько это безопасно юридически, с точки зрения обеспечения прямого госконтроля над компанией", - отмечает аналитик инвесткомпании "Тройка-Диалог" Дмитрий Нестеров. Ведь мало ли что может случиться. Однако цена перестраховки в данном случае составляет 4,5-5 млрд долларов - именно столько будет стоить государству выкуп акций по рыночным ценам. А это для него многовато.