Нефти не хватит для удвоения ВВП
Российская нефтяная отрасль в ближайшее время лишится инвестиций. Такой вывод сделали аналитики крупнейшего западного энергетического агентства Lambert Energy Advisory.
30 млрд. долларов на трубу
Аналитики Lambert Energy Advisory указывают на несколько ключевых проблем, ограничивающих рост российской нефтяной отрасли. Первая из них - проблемы с ее транспортировкой и экспортом. Государство, опасаясь потерять контроль над нефтяниками, не разрешило им строить новые трубопроводы. И само не стало их развивать. "Проблемы в российской нефтянке начнутся именно из-за транспортировки", - сказал "Известиям" аналитик из ИК "Файненшл Бридж" Тимур Хайруллин. По его словам, транспортные мощности государственной "Транснефти" жестко лимитируют возможные объемы экспорта нефти, а поставки нефти на внутренний рынок менее целесообразны. С ним соглашается аналитик из CSFB Вадим Митрошин, который считает, что в этом году рост добычи нефти составит около 9.5%, однако темпы ее добычи уже в следующем году из-за транспортных проблем снизятся до 3-4%. "Внутреннее потребление нефти в России фактически стагнирует, - говорит Константин Коваленко, аналитик московского офиса консалтинговой компании Cambridge Energy Research (CERA), - и нет никаких оснований ожидать ускорения темпов этого роста". А значит, все надежды российской "нефтянки" были и будут устремлены за границу, где спрос на нефть растет все более быстрыми темпами. На пути этих устремлений лежат нефтетрубы - основной канал экспорта "черного золота".
"Возможности дальнейшего расширения Балтийской трубопроводной системы ограниченны, а по строительству трубы в Мурманск или на Тихий океан даже не принято решение о начале проведения ТЭО", - говорит аналитик Иван Мазалов из "Просперити Кэпитал". По его словам, компании по этой причине будут вынуждены сокращать темпы добычи как минимум в ближайшие три года. Размер инвестиций в основные транспортные магистрали, такие, как Балтийский трубопроводный консорциум, магистрали Западная Сибирь - Баренцево море, Восточная Сибирь - Находка, Балтийский газопровод и некоторые другие, эксперты Lambert Energy Advisory оценивают в 30 млрд. долларов.
Высокие налоги
Вторым фактором, способным остановить развитие нефтяной отрасли, эксперты называют рост налогов. С начала августа Россия живет в условиях "карательного" налогового режима. Государство изменило шкалу экспортных пошлин и повысило налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В настоящее время размер экспортной пошлины составляет 69.9 доллара за тонну. Но Минфин уже объявил, что с 1 октября она увеличится до 90-91 доллара за тонну, то есть еще почти на треть. "Не факт, что это решение состоится, - признает Константин Коваленко, - все-таки это заявление надо рассматривать как предупредительное, на случай если цены на мировом рынке и далее будут на очень высоком уровне". Постепенное привыкание российской финансовой системы к высоким ценам на нефть становится самостоятельным источником рисков. Если уровень нефтедобычи в ближайшие годы в России останется на прежнем уровне, а цены на нефть снова упадут до 25 $/баррель, российский бюджет будет ежегодно недополучать около 31 млрд. долларов. А это испортит ключевые российские экономические показатели, такие, как кредитный рейтинг страны, полагают в Lambert Energy.
Но вектор государственной политики на ужесточение налоговых изъятий был еще раз продемонстрирован всем, кто хочет качать нефть в стране. Высокие налоги полностью лишают нефтяные компании "премии" от высоких мировых цен на нефть. После пересечения отметки 25 $/баррель около 90% всех дополнительных доходов уходят в государственную казну. Инвестировать в такой ситуации становится невыгодно, и российские компании обречены на поиск самых дешевых и быстроокупаемых месторождений ("Известия" об этом писали в номере от 11.08.2004 г.). Без инвестиций остаются самые сложные и самые удаленные месторождения, которые требуют многомиллиардных инвестиций.
Бегство капитала
На иностранные инвестиции российской "нефтянке", по мнению агентства, тоже рассчитывать не приходится. Чистый отток капитала из России до конца этого года, по данным Минфина, составит около 9 млрд. долларов. Пока Минфин объясняет это повышением процентных ставок в США. Однако не исключает, что главной причиной бегства капитала при анализе уже второго полугодия 2004 года станет "фактор "ЮКОСа". Весь ужас положения России в том, что последствия сегодняшнего кризиса с "ЮКОСом" - рост затрат, падение фондового рынка и остановка инвестиций - станут очевидными и нанесут огромный вред стране именно тогда, когда цены на нефть снова начнут падать. По данным агентства, капитализация энергетического сектора с апреля 2004 года в связи с усилением давления на "ЮКОС" снизилась на 30 млрд. долларов. По иронии, подчеркивают в Lambert Energy, это та самая сумма, в которую оцениваются основные проекты для развития транспортной системы.
"Незащищенность прав собственности, о чем свидетельствует "дело "ЮКОСа", отпугивает инвесторов, и все возвращается к старой ельцинской модели: "добыл, обналичил, вывез", - заметил "Известиям" Иван Мазалов. "Все очень четко осознают, что справедливого правосудия нет - суды манипулируются, и государственная власть, вместо того чтобы бороться с коррупцией и некомпетентностью, наоборот, пользуется этим порочным механизмом в своих целях", - полагает Иван Мазалов.
"Вовсе неудивительно, что в таких условиях инвесторы пересматривают системные риски вложений в Россию и деньги из страны бегут", - комментирует ситуацию Тимур Хайруллин. Однако в "Файненшл Бридж" считают, что "дело "ЮКОСа" - только "отдельная показательная порка провинившегося с элементами передела собственности". "Мы надеемся, что политическое давление со стороны крупнейших импортеров нефти (США, Китай, Германия) может воспрепятствовать излишне жестким действиям российских властей в отношении "ЮКОСа".
Официальные российские власти предпочитают "не замечать" все эти опасения. Хотя на прошлой неделе Федеральная служба по финансовым рынкам выразила свою озабоченность ситуацией в связи со снижением капитализации фондовых рынков. В ходе встречи с миноритарными акционерами "ЮКОСа" руководство ФСФР заявило, что возможное банкротство "ЮКОСа" негативно отразится на всем фондовом рынке. По мнению ФСФР, взыскание задолженности с этой нефтяной компании "должно производиться с минимальными потерями для производственных мощностей". Напомним, что ранее на обязательности "прозрачных" аукционов по продаже арестованного имущества "ЮКОСа" настаивало Федеральное агентство по энергетике.
Конкурентоспособность российских компаний
Низкая эффективность добычи нефти - еще одна причина, из-за которой "нефтянка" в России не может нормально развиваться. Увеличение капитальных затрат и снижение издержек в Lambert Energy считают главной причиной расцвета российской "нефтянки" начиная с 1995 года. Самых низких затрат при добыче достиг "ЮКОС" - около 3.1 доллара на баррель нефти. У других российских компаний они составляют около 5 долларов. Но "ЮКОС" практически полностью свернул инвестиционную программу. Поэтому, если убрать "составляющую "ЮКОСа" из российского нефтяного сектора, говорят в Lambert Energy, затраты на нефтедобычу в секторе могут возрасти на 45%. А доход с каждого проданного барреля после уплаты налогов, по оценкам банка ING, может упасть с 4 до 2 долларов. Это, по мнению иностранных аналитиков, может сделать отрасль неконкурентоспособной. Правда, с ними не согласен аналитик CSFB Вадим Митрошин. По его словам, российская нефть все равно будет конкурентоспособной на мировых рынках. Средняя себестоимость добычи у мирового лидера - корпорации ExxonMobil - составляет 5.2 доллара, у британско-нидерландской Shell - 4.2 доллара за баррель. Но причина такой низкой себестоимости - в умелой расходной политике российских нефтяных корпораций, которая ориентирована на получение быстрых прибылей при наименьших вложениях. И по сути является простым приспособлением к нынешней государственной энергетической политике.
Государство не позволяет частным компаниям получать большие прибыли от добычи, потому что боится, что супердоходы не будут реинвестированы в более сложные и дорогостоящие месторождения. Частные компании принимают эти правила. Они стремятся к получению супердоходов за счет радикального сокращения издержек и налоговых оптимизаций и не готовы к долгосрочному планированию "Половина всего оборудования, используемого в нефтедобыче, - говорит Константин Коваленко, - устарела, ситуация в нефтепереработке еще хуже". Другими словами, на фоне высоких мировых цен российская "нефтянка" не имеет сколь-нибудь долгосрочных перспектив развития. При сложившейся системе отношений между частниками и государством, которые не верят друг другу.