Минэкономразвития снова обещает нефтяникам разрушить монополию государства на управление трубопроводами. Замглавы ведомства Андрей Шаронов заявил, что считает возможным привлечь частный капитал к строительству трубопроводов. Однако, несмотря на благие пожелания МЭРТа, речь идет о том, как, взяв деньги, вежливо оттереть инвесторов от управления транспортной магистралью.
Замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов заявил, что вопрос о возможности привлечения к строительству трубопроводов частного капитала может быть решен еще до конца этого года. "Принципиально я считаю, что у государства достаточно рычагов для управления потоками ресурсов помимо собственности на трубопроводы. Поэтому мы могли бы привлекать частные инвестиции к строительству трубопроводов, но при этом через регулятивный режим защищать интересы государства", - сообщил замминистра Интерфаксу.
Напомним, что в ноябре 2002 года четыре крупнейшие нефтекомпании - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" - пообещали вложить как минимум 3,4 млрд долларов в строительство трубопровода из Западной Сибири до Мурманска. С тех пор реализация беспрецедентного проекта строительства частного магистрального нефтепровода продвинулась незначительно. Ведь трубопроводы являются для правительства рычагом влияния не только внутри страны, но и за рубежом.
Правительство же пока не определилось, в какой форме частные инвесторы могут быть привлечены к строительству транспортных мощностей. По словам Шаронова, проработка этого вопроса поручена "Транснефти", свои предложения компания должна представить до конца года.
"Транснефти" было поручено подготовить несколько вариантов проекта технико-экономического обоснования строительства трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Одним из элементов этого ТЭО, по словам замминистра, должно быть сравнение трех вариантов строительства: исключительно за счет средств "Транснефти", с привлечением частных инвестиций и исключительно за счет частных инвестиций. "Кроме того, в рамках ТЭО "Транснефть" должна сделать предложение о режиме управления этим трубопроводом после строительства", - сказал замминистра.
"Привлечение частных инвесторов реально только в том случае, если управление трубопроводом останется в руках "Транснефти", - полагает аналитик инвесткомпании "Проспект" Дмитрий Мангилев. По его словам, вариантами участия частного капитала в строительстве трубопроводов может стать привлечение кредитов или же вхождение крупных нефтяных компаний в проект. Во втором случае условием может стать предоставление инвесторам льгот в будущем. Однако, полагает аналитик, вряд ли эти льготы будут значительны. "Появление же полностью частных трубопроводов невозможно в принципе", - отмечает Мангилев. Эта позиция не раз отмечалась в выступлениях премьера Фрадкова.
"Труба будет управляться "Транснефтью", - заявил "Известиям" вице-президент компании Сергей Григорьев. Однако, по его словам, сейчас еще не определена конечная точка маршрута трубопровода из Западной Сибири, а для разработки ТЭО необходимо очень много времени. Представители нефтяных компаний, инициировавших проект, от комментариев отказались, отметив, что ожидают момента, когда ТЭО будет подготовлено. Правда, еще далеко не факт, что случится это в текущем году.
...
ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ ПУСТЯТ К ТРУБЕ
Минэкономразвития снова обещает нефтяникам разрушить монополию государства на управление трубопроводами. Замглавы ведомства Андрей Шаронов заявил, что считает возможным привлечь частный капитал к строительству трубопроводов.