Путин начал новую жизнь с понедельника
Политическая система России станет более контролируемой v однако это слабо меняет ее суть и имеет мало общего с провозглашенной Кремлем Lвойной против терроризма¦ В понедельник Владимир Путин заявил общественности о том, что политическая система Р.
В понедельник Владимир Путин заявил общественности о том, что политическая система России будет коренным образом реформирована. Об этом он сообщил в ходе расширенного заседания правительства с участием региональных лидеров. По словам Владимира Путина, губернаторы теперь будут избираться законодательными собраниями регионов по представлению президента, а Дума полностью перейдет на партийные списки. Впрочем, эксперты указывают на то, что губернаторы v в том числе северокавказские v и сейчас в большинстве своем полностью подконтрольны Кремлю, что до сих пор не очень-то осложняло жизнь ни террористам, ни боевикам. Кроме того, президент объявил о создании Особой федеральной комиссии по Северному Кавказу, возглавит которую v по совместительству став полпредом президента в Южном округе v идеолог административной реформы Дмитрий Козак. Это назначение говорит не только об острейшем кадровом голоде в президентском окружении. Оно свидетельствует еще и о том, что либеральные реформы если не похоронены окончательно, то по крайней мере отходят на второй план.
Наблюдатели ожидали от расширенного заседания правительства сенсаций, но совершенно другого рода. Ожидались в первую очередь объявления об отставках руководителей силовых ведомств v однако этого не произошло. Напротив, президент окончательно Lзамял¦ тему ответственности силовых ведомств за теракт в Беслане и предпочел переложить задачу борьбы против терроризма на институты несуществующего гражданского общества. Так, по мнению президента, одним из механизмов борьбы общества и власти с террором должны стать общенациональные политические партии. Кроме того, Путин одобрил идею создания гражданами Lдобровольных структур в сфере охраны общественного порядка¦. Что же касается власти, то она, по мнению президента, должна пойти проверенным путем v усилить Lвертикаль¦. Например, Кремль должен назначать губернаторов, а в Думе должны быть представлены только имеющиеся четыре партии.
LРечь идет об ограничении прав губернаторов v и в том, и в другом случае, v сказал RBC daily руководитель исследовательской компании Mercator Group Дмитрий Орешкин. v Во-первых, прерогатива оценивать эффективность деятельности глав субъектов Федерации переходит из рук соответствующих избирателей в руки кремлевской администрации, то есть избиратели отстранены от прямого участия в выборах губернатора¦. Это становится проблемой Кремля и законодательного собрания. А поскольку заксобрания не представляют собой самостоятельной политической силы, то судьба губернаторов переходит к Кремлю, то есть можно, по сути, говорить об их назначении, отмечает г-н Орешкин. LВо-вторых, выборы по одномандатным округам сильно зависели от губернаторов, и таким образом они могли сформировать в Госдуме губернаторское лобби¦, v говорит он.
По мнению руководителя спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, речь идет лишь о принятии окончательных решений по тем вопросам, обсуждение которых шло уже давно. LСочетание этих двух решений в перспективе ставит вопрос v и я не исключаю, что он будет рассмотрен в ближайшее время, v о реформе Совета Федерации, v сказал г-н Бадовский RBC daily. v Однако нынешнее решение создает разнонаправленные импульсы в отношении СФ, и сказать, какое решение будет принято, пока трудно¦. С одной стороны, переход Госдумы на полностью пропорциональную систему теоретически должен быть компенсирован прямыми мажоритарными выборами в Совфед. С другой стороны, переход к непрямому избранию губернаторов, по логике, должен приводить к возврату к прежней модели формирования СФ. Судя по всему, оба решения направлены на то, чтобы партии стали новым механизмом, призванным Lскрепить¦ вертикаль и сделать ее более контролируемой.
LВсе это сочетается с идеологемой об укреплении партийной системы. Ведь законодательные собрания регионов формируются по партийным спискам и одномандатным округам в пропорции 50 на 50, и эту норму, видимо, менять не будут, v отмечает Дмитрий Бадовский. v Таким образом, избирать губернатора будут фактически те же политические партии¦. Другой вопрос v верна ли ставка на партийную систему, если учесть, что главным ее элементом является LЕдиная Россия¦. LС одной стороны, очевидна логика Lпартизации¦ власти, переход к концепции правящих партий, что положительно для LЕдиной России¦. Но LЕдиная Россия¦ на сегодняшний день представляет собой внутренне противоречивую и рыхлую структуру, v говорит Дмитрий Бадовский. v Эти противоречия не достигали критического уровня, так как роль партии не была ключевой. Придание же ей ключевой роли может привести к трансформации ЕР с выделением из нее второй партийной структуры¦.
Впрочем, эксперты сомневаются, что укрепление вертикали может дать желаемый результат: ведь по сути большинство губернаторов и так полностью контролируются Кремлем. LСамое печальное, что Кремлю это дает иллюзию контроля над ситуацией, а не реальный контроль, v говорит Дмитрий Орешкин. v Никто не сомневается в том, что Алханов, Зязиков и Дзасохов являются ставленниками Кремля. Их министры внутренних дел и руководители региональных УФСБ назначаются из Москвы. Их ведь назначил не террористический интернационал, а Кремль v но безопасности это не прибавило¦. По его мнению, единоличный президентский контроль над руководителями регионов и ведомств отнюдь не гарантирует эффективности их работы. LЯ с ужасом наблюдаю, как Путин строит вертикаль власти, а вертикаль идет Lмимо страны¦, v отмечает г-н Орешкин. v Он контролирует Алханова, а Алханов не контролирует Чечню, он контролирует Дзасохова, а Дзасохов не контролирует Осетию. Путин контролирует МВД, а террористы проезжают милицейские посты за пятьсот долларов¦.
Что же касается назначения Дмитрия Козака полпредом президента в ЮФО и главой Особой комиссии по Северному Кавказу, то оно весьма симптоматично. LКозак v классический и единственный в своем роде представитель нынешней правящей элиты, которого можно охарактеризовать как проектного менеджера, v говорит Дмитрий Бадовский. v Это человек Путина, который работает над проектами, и только над проектами. Таковыми были судебная реформа, разграничение полномочий, реформа правительства¦. Однако Козак не успевал завершить один проект, как его уже переводили на другой: теперь новым проектом, приоритетным для президента, стал Кавказ. LЭто еще один показатель того, как слаба команда Путина с точки зрения кадрового наполнения и кадрового резерва, v отмечает эксперт НИИСС. v Каждый раз одно и то же: когда возникает некий межведомственный проект, выясняется, что им опять должен заниматься Козак¦. При этом кто будет руководить незавершенными реформами v разграничением полномочий центра, регионов и муниципалитетов, а также реформой госслужбы, v неизвестно. Это явно говорит о том, что реформы перестали быть приоритетом для Кремля. LО реформах забыли, v констатирует Дмитрий Орешкин. v Какие могут быть разграничения полномочий, когда речь идет о вертикали власти? Во всяком случае, их задвинули в долгий ящик¦.