Транспорта нет
Америка убеждает Россию ускорить строительство экспортных нефтепроводов На российско-американском семинаре по вопросам транспортировки нефти, который проходил вчера в Александр-хаусе в Москве, глава Минэкономразвития Герман Греф и посол США в Р.
На российско-американском семинаре по вопросам транспортировки нефти, который проходил вчера в Александр-хаусе в Москве, глава Минэкономразвития Герман Греф и посол США в России Александр Вершбоу собрали представителей всех заинтересованных министерств, ведомств и компаний для поиска ответа на единственный вопрос: насколько реальна возможность увеличения поставок энергоносителей в Америку? На этот вопрос уже более двух лет ответа найти не удается. Не случилось этого и вчера, хотя американские компании открыто говорят, что готовы за российскую нефть платить даже больше, чем европейские потребители.
Американцы, как обычно, рассказывали о своих возможностях. Например, глава Marathon Petroleum Russia Ltd. Дэвид Лоран заявил, что его компания предлагает использовать мощности нефтяного терминала в Мексиканском заливе (Marathon принадлежит 50% терминала), который может принимать танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Marathon уже сейчас готов получать от 300 тыс. баррелей в сутки российской нефти (около 15 млн. тонн в год), увеличив затем этот объем до 1 млн. баррелей в сутки. По мнению г-на Лорана, у американских заводов не возникнет проблем с переработкой высокосернистой российской смеси Urals. "Мы должны убедить НПЗ, что они могут принимать эту нефть, и мы давно занимаемся этой работой", - заявил он. Также глава Marathon сообщил, что терминал в Мексиканском заливе уже принимает около 50% высокосернистой нефти.
Однако, как и прежде, для существенного роста объема поставок нефти в Америку необходимо строительство глубоководного незамерзающего порта в России. Российские нефтяники в конце 2002 года предлагали проект строительства трубопровода из Западной Сибири в Мурманск и глубоководного порта. Но в ближайшее время вряд ли можно рассчитывать на его осуществление. В качестве приоритетного правительство уже определило маршрут Восточная Сибирь-Тихий океан. Он позволяет обеспечить сырьем все страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе экспортировать нефть на западное побережье Америки. Но реализация этого крайне дорогого (более 16 млрд. долл.) проекта мощностью до 80 млн. тонн нефти в год пока не начата. Как заявил на днях министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, вопрос будет решен правительством не раньше ноября, после того как Минприроды закончит экспертизу проекта.
Впрочем, вчера г-н Греф отметил: "Россия ежегодно увеличивает поставки нефти на мировой рынок. В первую очередь мы рассматриваем возможность увеличения поставок нефти в США". Однако эти слова были скорее реверансом в сторону американских потребителей, ведь, по мнению министра, сначала необходимо изучить возможности портовой и транспортной инфраструктуры США, а также объем нефти, который этот рынок может потреблять. Поэтому пока "логика развития транспортных маршрутов (в России. - Ред.) будет определяться теми перспективными рынками, к которым Россия получит доступ в среднесрочной перспективе", так как "возможные решения очень дорогостоящие и рассчитаны на долгосрочный период".