Трубопроводы в России: доступные, но государственные
Российские власти стремятся привлечь инвестиции в трубопроводную систему Во вторник председатель подкомитета Госдумы по трубопроводному транспорту Леонид Симановский сообщил о том, что проект закона о магистральном трубопроводном транспорте будет.
Во вторник председатель подкомитета Госдумы по трубопроводному транспорту Леонид Симановский сообщил о том, что проект закона о магистральном трубопроводном транспорте будет готов в декабре текущего года. Таким способом депутаты хотят подстраховать обветшавшую государственную Lтрубу¦, которая требует частных инвестиций. При этом совершенно очевидно, что частной трубопроводной системы в России как не было, так и не будет.
Как считает г-н Симановский, недостаточная пропускная способность существующих трубопроводов, изношенность которых подчас достигает 56%, сдерживает добычу углеводородов. Однако, по его мнению, отсутствие надежного законодательного обеспечения не позволяет привлечь инвестиции в отрасль. Что касается самого законопроекта, то среди ключевых его моментов обозначены вопросы собственности, обеспечение порядка доступа, доля иностранного участия, определение перечня объектов, относимых к магистральным трубопроводам, тарифообразование, статус региональных систем газоснабжения, не включенных в единую систему газоснабжения. По словам председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимира Язева, законопроект особенно четко прописывает возможность привлечения частных инвестиций в российскую систему трубопроводов, однако 50% плюс одна акция, то есть контрольный пакет, в проектах строительства трубопроводов сохраняется у государства.
LМагистральная¦ проблема для российских нефтяников v вопрос далеко не праздный, и сами производители Lчерного золота¦ забили тревогу уже давно. Так, еще в марте текущего года Союз нефтеэкспортеров России (СОНЭК) направил письмо Михаилу Фрадкову, в котором делается акцент на тот факт, что добыча нефти в России растет, а мощности государственной трубопроводной системы LТранснефть¦ не обеспечивают ее транспортировку. Нефтяники попросили тогда Михаила Фрадкова одобрить поправки в российское законодательство, разрешающие строить собственные трубопроводы с привлечением частного капитала. Кстати говоря, еще в 2002 г. L"ЛУКОЙЛ", LСибнефть¦, ТНК и ЮКОС подписали меморандум о строительстве первого в России частного магистрального нефтепровода LЗападная Сибирь-Мурманск¦ мощностью до 80 млн т нефти в год (для сравнения: экспортные возможности LТранснефти¦ v около 240 млн т в год). Правда, по словам вице-президента LТранснефти¦, работа над ТЭО этого проекта хотя и ведется, но будет закончена не ранее чем через два года. А с учетом резко отрицательного отношения российского премьера к созданию частных трубопроводных магистралей можно предположить, что даже самое оптимистичное ТЭО не поможет нефтепроводу LЗападная Сибирь-Мурманск¦ Lпостроиться¦. LВ России не будет частных трубопроводов, v не раз говорил Михаил Фрадков. v Это наша инфраструктура, конкурентные преимущества, за этим надо следить¦. Впрочем, г-н Фрадков уточнял при этом, что Lдоступ к трубопроводам должен быть свободным, как и к любым другим ресурсам¦.
Замысел законопроекта LО магистральном трубопроводном транспорте¦ подразумевает, что инвестировать в Lдоступную, но государственную¦ трубопроводную систему должны не только кровно заинтересованные в ее модернизации нефтегазовые компании, но и независимые финансовые институты, банки и Lсторонние¦ инвесторы. По мнению экспертов, если речь идет о привлечении долгового финансирования, то эти проекты могут реализовываться уже сейчас. Ведь кредитные риски LТранснефти¦ невысоки, более того, заимствования для новых проектов можно привлекать на принципах проектного финансирования, то есть путем создания для каждого из них отдельного юридического лица, которое будет являться гарантом по займам. Если идея депутатов по привлечению банков касается продажи паев в трубопроводных проектах, то тут не совсем ясны Lстратегии выхода¦ для этих инвесторов. LЕсли государство в перспективе готово сделать часть из них торгуемыми, то имеет смысл проводить для каждой трубопроводной ветки IPO, но тогда надо будет делать независимыми друг от друга и процессы ценообразования на них. Фонды прямых инвестиций с удовольствием в таком случае войдут в проект на стадии строительства, рассчитывая зафиксировать прибыль при IPO или после него¦, v считает аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. Впрочем, весьма сомнительно, что правительство пойдет на такие уступки, а в таком случае не вполне понятно, каким образом инвесторы получат свой Lнезависимый¦ кусок трубопровода.
Впрочем, глава LТранснефти¦ Семен Вайншток, например, считает, что острой необходимости в привлечении частных инвестиций для строительства нефтепроводов нет. Его компания вполне справляется с прокачкой нефти, и такой проблемы, как нехватка мощностей, для нее не существует v российские нефтяные компании снижают темпы добычи нефти: по итогам девяти месяцев 2004 г. фактический прием нефти в систему LТранснефти¦ оказался ниже заявленного нефтяными компаниями на 14 млн т . С учетом усиливающегося контроля над нефтегазовым сектором со стороны федерального центра такая позиция главы государственной LТранснефти¦ вполне логична.