Во всем виноват закон
Правительство в очередной раз подтвердило, что пока не способно регулировать неуклонно растущие цены на нефтепродукты внутри страны.
Стоимость нефтепродуктов с начала года выросла более чем на 25%, а в некоторых регионах России даже на 40%. Такая ситуация чревата не только возможной социальной напряженностью, но и перспективой не уложиться в 10-процентный прогноз инфляции по итогам года. На днях министр экономики и развития Герман Греф уже сообщил, что за десять месяцев рост цен составил 8,8%.
До сих пор в российских министерствах одной из основных причин подорожания нефтепродуктов называли монопольное положение нефтяных компании в более чем половине регионов России. Правда, чиновники не видят способов борьбы с этим явлением. Как вчера отметил замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов, антимонопольное и процессуальное законодательство пока не позволяет формировать доказательную базу для предотвращения ценовых сговоров между компаниями. Поэтому он заявил о необходимости внесения соответствующих поправок в нормативные акты.
Но как утверждает г-н Христенко, проблема не только в этом. Министр отметил, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых принимаются во внимание цены на мировых рынках нефти. Следовательно, когда на международных торговых площадках растут котировки, то вслед за ними увеличивается и налоговая нагрузка, что автоматически приводит к росту цен на сырую нефть на внутреннем рынке, а затем -- к подорожанию нефтепродуктов. LРентные платежи -- это 30% издержек нефтекомпаний при производстве бензина¦, -- сообщил министр. Поэтому, заявил он, для предотвращения роста цен на бензин необходим Lцелый комплекс мер¦, но конкретизировать идеи, предлагаемые министерством, г-н Христенко не стал.
Не сказал о том, что необходимо сделать и г-н Шаронов. По его мнению, регулировать ситуацию при помощи таможенных пошлин на внутреннем рынке пока не представляется возможным. LСпрос на внутреннем рынке слабо эластичен¦, -- отметил он. При этом нефтяники экспортируют только излишки продуктов, и если Lперекрыть клапан¦, произойдет затоваривание рынка. Кроме того, сейчас компаниям невыгодно увеличивать глубину переработки нефти, то есть производить из определенного объема нефти больший объем бензинов и меньший -- дизельного топлива и мазута. LНеобходимо заставить потребителей переходить на более экологически чистую продукцию, но сейчас экологические стимулы не подводят к таким решениям¦, -- заключил г-н Шаронов.