Предложение, от которого можно отказаться
Group MENATEP снова пытается продать правительству свои акции ЮКОСа Руководители ЮКОСа уже не знают, что предложить российскому правительству для урегулирования конфликта вокруг компании, и в очередной раз возвращаются к ранее озвученным сценар.
Руководители ЮКОСа уже не знают, что предложить российскому правительству для урегулирования конфликта вокруг компании, и в очередной раз возвращаются к ранее озвученным сценариям разрешения ситуации. По словам председателя совета директоров холдинга Виктора Геращенко, "Group MENATEP как собственник холдинга может исчезнуть в скором будущем, то есть эта финансовая группа может продать свою долю (61%. - Ред.) в нефтяной компании". Правда, источники, близкие к акционерам Group MENATEP, отмечают, что слова г-на Геращенко не более чем повторение ранее звучащих предложений - "никаких новых событий не происходило". Кроме того, даже если крупнейший акционер ЮКОСа и захочет избавиться от принадлежащих ему акций, сделать это будет совсем непросто. Еще год назад Генпрокуратура наложила на эти бумаги арест, который не снят до сих пор.
О том, что Group MENATEP может расстаться со своими акциями, еще в феврале заявил один из крупнейших акционеров группы и ближайший соратник Михаила Ходорковского Леонид Невзлин. Однако это заявление носило явно провокационный характер, так как г-н Невзлин только переехал в Израиль, опасаясь ареста. Поэтому ответа на предложение не последовало. А в июне, когда Министерство по налогам и сборам уже предъявило ЮКОСу первые налоговые претензии (3,4 млрд. долл. за 2000 год) и выиграло дело в суде, Михаил Ходорковский через своего адвоката сообщил, что готов отказаться от пакета акций ЮКОСа. Адвокат олигарха Антон Дрель распространил заявление, в котором г-н Ходорковский обращался к совету директоров компании с предложением "использовать пакет акций, принадлежащий крупным акционерам компании, для урегулирования налоговых претензий правительства" и не банкротить компанию. Вчера г-н Дрель заявил, что позиция его подзащитного осталась неизменной, и добавил, что "все полномочия у лиц, которые распоряжаются акциями, для этого (их продажи. - Ред.) есть", но никаких возможностей вести переговоры у г-на Ходорковского "в силу его процессуального положения" нет. Соответственно, что стоит за словами г-на Геращенко, непонятно.
Нельзя исключать, что этим заявлением он пытается спасти компанию от банкротства - ведь как уже сообщалось, 20 декабря состоится собрание акционеров ЮКОСа, и если к этому моменту компания не найдет способа погасить долги, ее акционеры теоретически могут принять решение о банкротстве или ликвидации холдинга. Вчера менеджмент ЮКОСа даже объявил, что суммарная налоговая нагрузка компании за 2002 год на 5% превысила консолидированную выручку по US GAAP: размер начисленных налогов составил 11,939 млрд. долл. против выручки в 11,373 млрд. долл. Соотношение налоговой нагрузки и выручки компании в 2000 году составило 67%, в 2001-м - 100%.
Более того, все сложнее рассматривать в качестве панацеи продажу за долги основной добывающей "дочки" ЮКОСа - "Юганскнефтегаза". Вчера от участия в аукционе официально отказался один из основных потенциальных претендентов на актив - немецкий энергетический концерн E.ON. Об этом заявил глава правления холдинга Вульф Бернотат в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. "Для E.ON особый интерес представляет доступ к российскому природному газу, а "Юганскнефтегаз" действует главным образом в области добычи нефти", - сказал он. Так что теперь кроме структур "Газпрома" других потенциальных претендентов на этот актив нет. И если Алексей Миллер сдержит свое слово и не будет покупать "Юганскнефтегаз", то аукцион имеет все шансы быть сорванным. Как тогда ЮКОСу избежать банкротства (а этого требовал Владимир Путин) - непонятно. Вероятно, именно поэтому г-н Геращенко и готовит некий план спасения компании, предусматривающий продажу контрольного пакета акций ЮКОСа.