LМонополия в кубе¦
Заслужившая в последнее время звание главного раздражителя LГазпрома¦ Федеральная антимонопольная служба продолжает критиковать газовую монополию.
LЭто аксиома: наша обеспокоенность возникает, когда одна естественная монополия покупает пакет другой естественной монополии и становится монополией в квадрате, -- заявил вчера г-н Артемьев на пресс-конференции. -- А если "Газпром" присоединяет к себе еще и нефтяные активы, то он становится монополией в кубе¦. По его словам, Lесть серьезные проблемы, если правительство не осознает последствия такого укрупнения крупнейшей естественной монополии РФ¦. LСейчас мы проверяем практику, в том числе и в США, не следует ли ограничить аппетиты естественных монополий, -- сообщил глава ФАС. -- Как, когда и что предпринять в этой сфере, нужно еще проанализировать¦.
Однако у ФАС нет практически никаких юридических оснований заблокировать сделку LГазпрома¦. По словам чиновника, Lсама "Роснефть" не занимает доминирующего положения на нефтяном рынке, соответственно даже "Газпром", приобретя "Роснефть", не сможет существенно изменить ситуацию на нефтяном рынке¦. Так что по действующему законодательству, пожаловался г-н Артемьев, ФАС не может препятствовать этой сделке, Lно это не отменяет нашей обеспокоенности¦.
Не исключено, что антигазпромовские заявления г-на Артемьева есть не что иное, как асимметричный ответ концерну, который проигнорировал предыдущие предписания ФАС. В октябре служба уличила LГазпром¦ в нарушении закона о конкуренции, посчитав, что он необоснованно препятствует доступу к трубе независимых производителей LНортгаза¦, НОВАТЭКа и LРоспана¦. Было выдано предписание прекратить практику ограничений, которое не было исполнено.
Столь неуважительное отношение LГазпрома¦ к ФАС и обида службы теоретически вполне могут существенно замедлить процедуру сделки по слиянию LГазпрома¦ с LРоснефтью¦. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин вчера напомнил, что согласно действующему законодательству эта сделка должна проходить в разрешительном порядке. То есть в течение 30 дней после получения пакета документов о слиянии ФАС должна вынести решение. Вместе с тем антимонопольное ведомство может воспользоваться правом продлить срок рассмотрения заявки еще на 20 дней. Документы же до сих пор не представлены, а глава LГазпрома¦ Алексей Миллер в сентябре и октябре обещал, что успеет провести сделку до конца года.
Медлительность чиновников уже сказывается на ходе подготовки к поглощению. По информации LВремени новостей¦, несмотря на объявление оценщика активов со стороны государства (им стал банк Morgan Stanley), контракт с ним так и не подписан. Соответственно к реальной работе, на которую по договоренностям отводится 25 дней, он до сих пор не приступил. Выяснить истинные причины задержки вчера не удалось. В правительстве говорят, что нет соответствующей визы министра экономического развития Германа Грефа. А в Минэкономразвития утверждают, что она и не требуется и все необходимые полномочия на сей счет есть у главы LРосимущества¦ Валерия Назарова.
Между тем председатель правления LГазпрома¦ Алексей Миллер провел переговоры с главой инвестиционного банка ABN Amro Рейкманом Хрунинком. Главной темой беседы стало сотрудничество с банком после поглощения LРоснефти¦. ABN Amro длительное время тесно сотрудничает с государственной нефтяной компанией и является крупнейшим ее кредитором (вице-президент московского представительства банка Сергей Алексеев даже занял пост вице-президента LРоснефти¦). Именно ABN Amro был организатором иностранных займов LРоснефти¦, общий объем задолженности которой превышает 2,2 млрд долларов.