USD 94.87

0

EUR 104.7424

0

Brent 78.14

0

Природный газ 2.831

0

...

Удары молотком

В деле ЮКОСа наступает переломный момент. В минувшую пятницу Российский фонд федерального имущества (РФФИ) объявил, что уже 19 декабря состоится аукцион по продаже основной добывающей Lдочки¦ опального холдинга -- LЮганскнефтегаза¦.

Удары молотком

В деле ЮКОСа наступает переломный момент. В минувшую пятницу Российский фонд федерального имущества (РФФИ) объявил, что уже 19 декабря состоится аукцион по продаже основной добывающей Lдочки¦ опального холдинга -- LЮганскнефтегаза¦. Государство намерено продать на открытых торгах все обыкновенные акции предприятия -- это 76,79% голосов.

Стартовая цена, обозначенная до копеек, выглядит как минимум странно: 246 млрд 753 млн 447 тыс. 303 руб. 18 коп. То есть примерно 8,5 млрд долл. Это несколько больше, чем заявляли судебные приставы полтора месяца назад, однако и претензии к компании за это время существенно выросли: ЮКОС и его структуры должны государству около 20 млрд долл. Очевидно, что если аукцион и состоится, то итоговая цена вряд ли окупит все налоговые претензии к компании. Однако достаточно велика вероятность того, что желающих участвовать в распродаже предприятия ЮКОСа не найдется -- у российских компаний таких денег нет, а иностранные инвесторы не устают повторять об отсутствии интереса к такому скандальному активу. В этом случае актив достанется государству и, возможно, будет передан в состав LГазпрома¦.

Впрочем, министр экономразвития Герман Греф в минувшие выходные в Чили заявил, что раз необходимую для участия в аукционе сумму не сможет набрать ни одна из российских компаний, то Lречь может идти о пуле¦. Формируются ли такие пулы, он не уточнил. На этой новости в пятницу капитализация ЮКОСа уменьшилась в РТС на 22,42%, до 5,145 млрд долл. А на ММВБ торги акциями компании приостанавливались дважды: первый раз на час, второй раз до особого распоряжения Федеральной службы по финансовым рынкам.

Топ-менеджеры ЮКОСа уже назвали предстоящий аукцион Lворовством¦ и Lэкспроприацией¦. Председатель правления компании Стивен Тиди официально заявил: LС 1991 года Россия медленно, но верно двигалась по пути создания основ современной рыночной экономики. Принятое решение означает отступление от этого пути и должно быть осуждено мировым сообществом и международными инвестиционными кругами. Это решение одновременно ошеломляющее и ожидаемое. Ошеломляющее потому, что это явная демонстрация неуважения правительства к закону. И ожидаемое, учитывая, что конец истории был предрешен еще по ходу ее развития¦. И дал оценку ситуации в целом: это Lворовство, организованное правительством с целью сведения политических счетов¦. Очевидно, подразумевая участь Михаила Ходорковского. Сам опальный олигарх заявил через своих адвокатов, что правительство выбрало наихудший из возможных вариантов решения вопроса. LЭти действия (продажа LЮганскнефтегаза¦. -- Ред.) перекладывают всю ответственность за работу входящих в ЮКОС особо опасных производств, обеспечение снабжения регионов, социальные гарантии трудовому коллективу и т.п. на государство в целом, а также на конкретных чиновников из прокуратуры и администрации президента в частности¦. Президент Владимир Путин ему заочно ответил. В интервью одной из бразильских газет он заявил: LХодорковский никогда не занимался политикой. Он никогда не был депутатом Государственной думы, то есть депутатом парламента, не был членом какой-то партии, не возглавлял никакое политическое движение. Поэтому попытка подменить криминальную сторону этой проблемы политической -- это неверно. Вместе с тем в нашей стране, так же как и во многих других демократических странах, человек считается невиновным до вступления в законную силу обвинительного приговора суда. Это в полной мере относится и к господину Ходорковскому. Для меня он является человеком невиновным, повторяю, до того, пока не состоится суд и не будет принято какое-то решение¦.

Акционеры ЮКОСа в последние три дня также сделали ряд заявлений. Group MENATEP намерена судиться с российским правительством, как, впрочем, и миноритарии холдинга. Дело в том, что сообщение о продаже LЮганскнефтегаза¦ появилось на интернет-сайте LРоссийской газеты¦ в пятницу около пяти часов утра, т.е. в положенный по закону срок за 30 дней до аукциона. Однако бумажный номер поступил к подписчикам только в субботу. Неофициально сотрудники издания объясняют, что решение РФФИ доставили в редакцию только под утро и номер просто не успели напечатать. Однако акционеры ЮКОСа усматривают в этом нарушение закона, так как интернет-сайт не относится к средствам массовой информации. А потому они считают, что аукцион может обжаловать любая компания.

Впрочем, как и обещал ранее министр финансов Алексей Кудрин, аукцион будет максимально открытым как по форме подачи заявок, так и по ценовым предложениям. Правда, он назначен на выходной день. В ЮКОСе предполагают, что РФФИ торопится продать LЮганскнефтегаз¦ до того, как состоится собрание акционеров головной компании (20 декабря), которое должно решить, как быть дальше: вводить антикризисный план, объявлять о банкротстве или самоликвидации. Впрочем, менеджеры могут подать иск о банкротстве в суд и раньше -- формально для этого есть все основания (согласно российской отчетности холдинга, стоимость активов ЮКОСа отрицательная). Кроме того, с иском может обратиться и один из кредиторов компании, в число которых входит Group MENATEP.

Пока остается загадкой, кто же намерен претендовать на покупку LЮганскнефтегаза¦. Все крупные российские компании ранее заявляли, что не будут участвовать в конкурсе. Некоторые западные инвесторы, такие, как итальянская ENI, германский E.ON и французская Total, также не собираются бороться за имущество ЮКОСа. Выходит, есть вероятность того, что аукцион не состоится (это произойдет, если число участников меньше двух). Для участия в нем необходимо получить разрешение Федеральной антимонопольной службы. В пятницу к ней за этим никто не обращался.

Если так и случится, то вся история с объявлением аукциона будет выглядеть как способ узаконить национализацию актива ЮКОСа. Более того, в этом случае под сомнение будет поставлена репутация оценщика акций LЮганскнефтегаза¦ -- компании Dresdner Kleinwort Wasserstein. Как говорил LВремени новостей¦ топ-менеджер одной из крупных российских нефтяных компаний, ведь оценка -- это не только сумма, за которую можно продать актив, но и сумма, за которую кто-то готов его купить. Если покупателя не будет, значит, оценка проведена неверно. Но если учесть, что DrKW прекрасно понимает этот аспект, выходит, компания-оценщик была уверена в том, что претенденты на LЮганскнефтегаз¦ есть. Об этом говорит и источник Интерфакса в Кремле: по его данным, "иностранные компании интересовались этим вопросом, но не было официальных переговоров".

Кто бы ни претендовал на LЮганскнефтегаз¦, его новому владельцу обещают судебные разбирательства нынешние акционеры ЮКОСа. Глава Group MENATEP Тим Осборн заявил, что его компания будет бороться за свой актив в международных судах: LМы начали разбирательства в рамках Энергетической хартии после объявления о конкурсе по LЮганскнефтегазу¦. Речь идет об экспроприации нашего имущества, и мы намерены защищать его всеми доступными нам легальными методами. Как только состоится конкурс по LЮганкснефтегазу¦, мы намерены подать в суд как на Российскую Федерацию, проводившую этот конкурс, так и на любого его победителя¦. Впрочем, европейскую Энергетическую хартию Россия подписала, но еще не ратифицировала, так что скорее всего шансы Group MENATEP выиграть весьма низкие.

В любом случае перспективы ЮКОСа выглядят удручающе. LЯ думаю, они (судебные приставы. -- Ред.) возьмутся за другие активы, например LТомскнефть¦, -- говорит председатель наблюдательного совета ИК LРенессанс Капитал¦ Александр Шохин. -- Привилегированные акции LЮганскнефтегаза¦ не нужны (государству. -- Ред.). Власти будут действовать по принципу Lконтроль есть -- переходим к следующему активу¦.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram