Президент и короли бензоколонок
Высокие цены на бензин стали предметом вчерашней беседы между президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и президентом России Владимиром Путиным.
Вагит Алекперов практически сразу же заявил, что учитывает интересы российского потребителя: LМы уже начали сезонное снижение оптовых цен, -- сказал он. -- Надеюсь, что параллельно со снижением оптовых цен начнут снижаться и цены на розничном рынке". Президент тут же ухватился за ценную инициативу: LНадеюсь, что действия вашей компании вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя. Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию, подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим¦.
Цены на бензин стали особенно быстро расти вслед за подорожанием нефти на мировых рынках. Согласно статистике, за этот год моторное топливо в среднем по стране подорожало на 33,6% (дизтопливо -- на 61%, бензин А-76 -- на 45%, Аи-93 -- на 27%). Эксперты утверждали, что огромная разница между относительно низкой себестоимостью добычи нефти и высокими ценами на конечный продукт объясняется низкой эффективностью (а, соответственно, и рентабельностью) переработки сырья в России. В этих условиях нефтяным компаниям гораздо выгоднее увеличивать экспорт сырой нефти. К тому же лето и осень - традиционный период повышения спроса на моторное топливо в связи с повышенной активностью автомобилистов и разгаром сельхозработ.
Высокими ценами на бензин заинтересовалась антимонопольная служба. Однако она так и не смогла выработать никакого рыночного механизма их регулирования, кроме предложения создать биржу нефтепродуктов, на которое никто не откликнулся. ФАС пыталась возбуждать дела по фактам сговора, однако удавалось ей это с трудом, а впоследствии эти дела попросту рассыпались из-за невозможности реально доказать факт сговора. С другой стороны, государство не может прибегнуть и такой мере, как ограничение вывоза нефти за рубеж - ведь именно ее экспорт составляет основу поступлений в бюджет. В такой ситуации остается надеяться лишь на добрую волю производителей и продавцов. Говоря современным языком, на их "социальную ответственность".
Поэтому из уст депутатов Госдумы, посвятившим вопросу высоких цен не одно слушание, все чаще звучал призыв к президенту Lпопросить нефтяные компании снизить цены¦. LВряд ли кто осмелится не выполнить просьбу Владимира Путина¦, -- говорил осенью газете LВремя новостей¦ один из них.
Вчера такой призыв президента, наконец, прозвучал. Однако Вагит Алекперов сам указал на то, что его компания сейчас не в состоянии влиять на розничные цена на бензин. LСегодня тенденция такая: мы оптовые цены снижаем, а рынок держит розничные цены на том же уровне, на котором они были в ноябре, -- посетовал он Владимиру Путину. -- Поэтому нам необходимо делать дальнейшие шаги, чтобы стимулировать уже параллельное снижение цен на розничном рынке. Сейчас наша компания готовится к этому. В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут к действиям и наших коллег¦.
Впрочем, коллеги г-на Алекперова вчера предпочли не говорить о том, последуют ли они его примеру. На условиях анонимности некоторые из них указывали, что ЛУКОЙЛ все же является крупным игроком на розничном рынке нефтепродуктов. И если он пойдет на значительное снижение цен, остальные компании будут вынуждены сделать то же самое, дабы не потерять потребителя. Правда, они обходили вниманием тот факт, что заправки ЛУКОЙЛа присутствуют не во всех регионах. Однако слова президента, скорее всего, услышат во всех. Во всяком случае, во всех крупных нефтяных компаниях, владеющих сетями бензоколонок.