Нефтяное перерождение
"Роснефть" вольется в "Газпром" "Юганскнефтегазом" В ночь со среды на четверг принадлежащее государству АО "Роснефть" объявило о покупке ООО "Байкал Финанс Групп", обязавшегося по итогам аукциона РФФИ 19 декабря выкупить акции АО "Юганскнефтегаз" .
В ночь со среды на четверг принадлежащее государству АО "Роснефть" объявило о покупке ООО "Байкал Финанс Групп", обязавшегося по итогам аукциона РФФИ 19 декабря выкупить акции АО "Юганскнефтегаз" за $9,35 млрд. В компании не скрывают, что это v первый шаг в создании национальной нефтяной корпорации на базе "Роснефти". "Госнефть", о возможности создания которой участники рынка говорят уже несколько лет, теперь приобрела вполне реальные очертания. Правда, теперь ситуация вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти" вернулась в состояние четырехмесячной давности: Сергею Богданчикову предстоит заново завоевывать "Газпромнефть", но ставки в этой игре выросли втрое.
После того как президент Владимир Путин на пресс-конференции в Германии заявил, что за ООО "Байкал Финанс Групп" (БФГ) стоят "физические лица, много лет занимающиеся энергетикой", которые ему известны, рынки немедленно отреагировали на непрозрачную продажу "Юганскнефтегаза" (ЮНГ). В среду министр финансов Алексей Кудрин был вынужден признать, что "Газпром" уже потерял в капитализации около $7 млрд. Впрочем, вопрос, кто купил ЮНГ, оставался без ответа недолго. В ночь с 22 на 23 декабря "Роснефть" сделала сенсационное признание: она выкупила у физических лиц доли в БФГ, а следовательно, может считаться конечным владельцем ЮНГ.
А уже днем действия "Роснефти" одобрил президент Владимир Путин, к тому времени уже забывший название БФГ (на своей пресс-конференции он назвал ее "Балтийская инвестиционная компания"). По его словам, "Роснефть" приобрела ЮНГ "абсолютно рыночными методами". Президент сравнил ситуацию с залоговыми аукционами 1995 года и объявил, что происходящее v то же самое, но наоборот. "Государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы" v так описал аукцион по ЮНГ глава государства.
К вечеру источники, близкие к "Роснефти", объявили о том, что покупка ЮНГ v лишь первый шаг к созданию на базе "Роснефти" национальной нефтяной корпорации. Вчера вечером ожидалась пресс-конференция президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, который, по всей видимости, должен был огласить эти планы официально. Однако она в последний момент была отменена.
А в это время в офисе "Газпрома" на улице Наметкина собрался совет директоров компании, не было только зампреда правления Александра Ананенкова, улетевшего в Китай. Однако вместо ожидавшейся дискуссии о том, как "Газпром", продавший "Газпромнефть", будет сливаться с разросшейся "Роснефтью", итогом совета стало утверждение плана по ее "укрощению".
Для "Газпрома" новость о том, что "Роснефть" приобретает ЮНГ, поначалу выглядела не слишком хорошей. Напомним, еще в сентябре Сергей Богданчиков в письме Владимиру Путину утверждал, что активы "Роснефти" стоят дороже, чем необходимые государству 10,7% акций "Газпрома", поэтому при слиянии "Газпрома" и "Роснефти" можно оставить 20-25% ее бумаг в собственности государства, а не "Газпрома". После приобретения ЮНГ с этим утверждением спорить сложно: ситуация могла повернуться так, что при обмене у государства оставалось бы 50-60% акций объединенной компании, а "Газпром" в будущей "Газпромнефти" оказывался миноритарием.
Более того, ООО "Газпромнефть", ключевой элемент утвержденной ранее схемы поглощения "Роснефти", 16 декабря было продано из-за проблем с решениями суда по банкротствам в Хьюстоне. Из-за отсутствия работающей схемы поглощения получить 100% акций "Роснефти" до того, как она оплатит бумаги ЮНГ (на это отводится лишь две недели), представлялось почти невозможным.
Тем не менее доклад руководителя юридического департамента "Газпрома" Константина Чуйченко членам совета директоров оказался на удивление оптимистичным. И хотя, по официальному сообщению пресс-службы "Газпрома", никаких решений по ситуации совет не принял, по данным Ъ, планы "Газпрома" по выходу из ситуации были одобрены им единогласно, также как и решение о продаже "Газпромнефти".
Как сообщил Ъ источник, близкий к "Газпрому", они заключаются в следующем. "Старое" ООО "Газпромнефть", проданное сторонним структурам, будет переименовано. Схема слияния "Газпрома" и "Роснефти" меняться не будет. Но вместо "Газпромнефти" в ней будет участвовать другое, уже существующее 100-процентное дочернее предприятие "Газпрома". Его нынешнее название не разглашается, но оно, возможно, в кратчайшие сроки будет переименовано в "Газпромнефть". Таким образом, в правительственных документах по поглощению "Газпромом" "Роснефти" ничего не придется менять.
Слияние состоится в январе после оплаты "Роснефтью" акций ЮНГ. Тем не менее "Газпром" будет претендовать на все те же 100% акций "Роснефти". Собеседник Ъ объяснил это так: "Стоимость 'Роснефти' увеличилась на активы ЮНГ, но уменьшилась на кредиты, которые ей придется взять для его покупки, а также на юридические риски, связанные с владением этим активом. К тому же 'Газпром' до сих пор не объявлял стоимость оценки 'Роснефти' и пакета своих акций, предназначенных к обмену. Думаю, в итоге обмен состоится в заранее объявленных параметрах". Мало того, "Газпром", скорее всего, будет настаивать на том, чтобы "Роснефть" для оплаты ЮНГ привлекла его кредиты, а также кредиты китайской CNPC.
Совет, впрочем, перенес рассмотрение бюджета и инвестпрограммы "Газпрома" на январь, зато разрешил "Газпрому" до своего следующего заседания потратить сумму в одну двенадцатую часть бюджета 2004 года, то есть 124 млрд. руб. ($5,1 млрд.), по "временному порядку финансирования расходной части".
Таким образом, ситуация вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти" в декабре 2004 года вернулась на четыре месяца назад. Сергей Богданчиков, по данным Ъ, уволившийся из "старой" "Газпромнефти" 20 декабря, теперь вновь будет вынужден искать компромисс с "Газпромом": места в новой "Газпромнефти" ему пока не предложено. Впрочем, в "Газпроме" говорят, что он может занять пост главы "Газпромнефти". Ставки в игре тем временем утроились: ранее речь шла о контроле над нефтекомпанией с объемом добычи в 25 млн. тонн в год, сейчас v 75 млн. тонн.
Судя по тому, что в прошлый раз для решения вопроса о главе "Газпромнефти" понадобилась целая аппаратная война, новогодние праздники в "Роснефти", "Газпроме" и Кремле пройдут не скучно.
Ъ будет следить за развитием событий даже во время новогодних каникул.