Нефтяникам дали поблажку?
Несмотря на то, что экспортная пошлина на нефть будет снижена с 1 февраля 2005 года, нефтяникам вряд ли стоит ждать заметных послаблений в налогообложении отрасли Судьба самой высокой за всю истории российской нефтяной отрасли экспортной пошлины на .
Судьба самой высокой за всю истории российской нефтяной отрасли экспортной пошлины на черное золото наконец-то определилась. Как заявил на прошлой неделе заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов Александр Сакович, пошлина на экспорт нефти из России 1 февраля текущего года будет снижена примерно до 83 доллара за тонну с действующего рекордного 101 доллара. Рынок воспринимает эту приятную для нефтяников новость двояко: с одной стороны, снижение ставки произошло в рамках регулярного пересмотра этой величины, с другой v правительство таким образом, пытается смягчить для производителей нефти Lналоговый удар¦ по отрасли.
Напомним, что экспортные пошлины на Lчерное золото¦ пересматриваются раз в два месяца по итогам мониторинга динамики стоимости российской нефти на мировых рынках. При этом г-н Сакович еще в конце прошлого года развернуто обосновал февральского снижения пошлины. LЗа период с 1 ноября по 27 декабря средняя цена российской нефти на мировых рынках составила около 36.4 долларов за баррель¦, v заявил он тогда. По его словам, при сохранении этой тенденции возможный диапазон пошлины с 1 февраля составит 82,4-83,4 долларов за тонну с наиболее вероятной величиной около 83 долларов за тонну, и этот прогноз чиновник подтвердил на прошлой неделе. Планы правительства по уменьшению этого показателя достаточно ясно отражают общую ситуацию на нефтяных рынках. Сейчас, несмотря на общее снижение мировых цен на Lчерное золото¦, цены на российскую нефть падают быстрее. Разница между маркой Brent и российской Urals составляет уже около 6 долларов, и, по прогнозу отраслевых специалистов, падение цен на российские энергоносители будет продолжаться и дальше. Аналитики считают, что дешевизна российской нефти связана с избыточностью ее предложения на европейских рынках. Впрочем, для самих нефтяников сложившиеся обстоятельства не так уж и страшны: доходы бизнеса по-прежнему останутся приблизительно на прежнем уровне, потому что правительство изымает свыше 90% прибыли при превышении цены в 25 долларов за баррель. Так что падение цен на нефть принесет вред, в основном, многострадальному Стабилизационному фонду.
Тем не менее, часть экспертов считают, что пусть и плановое, но все-таки значительное понижение экспортной пошлины, которое состоится в феврале, на самом деле является всего лишь ложкой меда в Lбочке¦ налоговых нагрузок на нефтяную отрасль. Например, с 1 января была повышена ставка налогов на добычу полезных ископаемых с 347 до 419 рублей за тонну. Эта мера, как и размер экспортной пошлины, также увязывается с конъюнктурой мировых цен на нефть, которые, как уже было сказано выше, немного снижаются, но все равно остаются очень высокими и дают полное право правительству увеличить НДПИ. LВ российской нефтянке сейчас прослеживается четкая тенденция по усилению госрегулирования отрасли, а потому все экономические меры правительства стоит воспринимать с вкраплением политических моментов¦, - сказал RBC daily один из экспертов. Слова аналитика подтверждает и озвученная уже позиция Владимира Путина в этом вопросе. Ведь еще 23 декабря прошлого года российский глава заявил о том, что действующая налоговая нагрузка на компании энергетического сектора является достаточной и добавил, что, Lпосле принятия ряда решений правительства эта нагрузка была перераспределена не в пользу энергетических компаний¦. Собственно, интерпретировать эту ремарку несложно. Фактически заявление президента стоит расценивать, как отказ в просьбе крупных нефтяных компаний ослабить для них налоговую нагрузку. Ведь, помимо непосредственного повышения ставки НДПИ, нефтяников больше всего беспокоит проблема дифференциации НДПИ, которая подразумевает схему расчета показателя налога на добычу в зависимости от масштаба нефтяной компании и издержек, которые связаны с разработкой более или менее крупного месторождения. Сейчас этот вопрос представители крупных нефтяных компаний пытаются согласовать с Минпромэнерго.
Именно в силу указанных выше причин довольно значительное снижение экспортной пошлины на нефть для предпринимателей отрасли станет, судя по всему, довольно скромным Lновогодним¦ подарком по сравнению с ростом уровня и НДПИ и накалившейся в последнее время ситуацией в российской нефтянке Lвообще¦. Особенно ситуация опасна для малых нефтяных компаний. По расчетам экспертов, уже с 1 января в связи с увеличением ставки НДПИ с 347 до 419 рублей за тонну небольшие нефтяные предприятия в ряде случаев будут платить 104 рубля налогов с выручки в 100 рублей. Впрочем, считают те же эксперты, слова Владимира Путина о Lдостаточности¦ налоговой нагрузки нефтяных компаний могут говорить не только о том, что послаблений нефтяникам в ближайшем будущем не предвидится. Как полагают участники рынка, декабрьское заявление президента можно воспринимать в том числе и как гарантию того, что не нужно ожидать и репрессивных налоговых мер.