¦Волготанкер¦ выставлен на продажу
Менеджеры ¦Волготанкера¦ устали от конфликта с властями и решили продать компанию. Расстаться с крупнейшим речным перевозчиком страны они готовы за $130-140 млн.
Большую часть своего пакета = около 60% = менеджеры ¦Волготанкера¦ получили от ¦ЮКОСа¦ в середине 2000 г. ¦Мы продали акции менеджменту пароходства, с которым нас связывают давние партнерские отношения¦, = говорил возглавлявший тогда ¦ЮКОС¦ Михаил Ходорковский. А председатель совета директоров ¦Волготанкера¦ Александр Александрович уточнял, что пакет перешел под контроль ¦группы физических лиц¦, в том числе его самого. В начале 2003 г. менеджеры купили у инвестфонда Baring Vostok еще более 13% акций ¦Волготанкера¦, а в июне 2003 г. Александрович объявил, что менеджмент контролирует 78% акций пароходства.
В августе 2004 г., в разгар дела ¦ЮКОСа¦, самарская прокуратура обвинила ¦Волготанкер¦ в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества ¦Волготанкера¦, а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.
Пока ¦Волготанкеру¦ удается держаться на плаву, но его менеджеры-владельцы, похоже, устали от борьбы.
В середине января они начали искать покупателя на свой пакет, рассказали ¦Ведомостям¦ топ-менеджеры трех компаний, получивших предложения о покупке 80% акций ¦Волготанкера¦. Еще раньше = в декабре 2004 г. = для поиска покупателей они наняли Deutsche Bank, рассказали два сотрудника ¦Волготанкера¦. Представитель Deutsche Bank Ольга Подойницына не стала комментировать эту информацию, однако источник, близкий к банку, подтвердил, что по заказу менеджеров ¦Волготанкера¦ Deutsche Bank ищет покупателя на их пакет.
Действия менеджеров ¦Волготанкера¦ были вынужденными, полагает начальник аналитического отдела ИК ¦Проспект¦ Наталья Одинцова.
В числе переговорщиков, с которыми менеджеры ¦Волготанкера¦ предметно обсуждали сделку, один из собеседников ¦Ведомостей¦ назвал Сергея Генералова и Виктора Олерского. Генералов через свою группу ¦Промышленные инвесторы¦ контролирует 66% акций Дальневосточного морского пароходства. Олерский = совладелец и член совета директоров Северо-Западного и Волжского пароходств. Другой источник добавил к этому списку группу ¦Альфа-Эко¦ и Мишеля Литвака, совладельца танкерной компании ¦Вижн Флот¦ и крупнейшего в России частного оператора железнодорожных цистерн ¦ОТЭКО¦.
Источник, близкий к ¦Альфа-Эко¦, подтвердил, что компания ведет переговоры о покупке ¦Волготанкера¦. Олерский и Литвак через своих секретарей передали ¦Ведомостям¦, что не готовы сейчас это комментировать. Воздержался от комментариев и Генералов, но представитель ¦Промышленных инвесторов¦ Олег Румянцев сказал, что группа не исключает приобретение такого актива.
Александрович, которому прокуратура предъявила обвинения, сейчас находится в Лондоне. Участники рынка, рассказавшие ¦Ведомостям¦ о переговорах, отмечают, что от продавцов их ведет Александрович, но сам он это отрицает. ¦Я был бы удивлен, если бы подобные переговоры действительно велись акционерами пароходства¦, = заявил он ¦Ведомостям¦.
Начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов удивляется, что среди переговорщиков не упоминаются нефтяные компании. А из тех, что были названы, явных фаворитов, по его мнению, нет, а основная борьба может развернуться между Генераловым, Олерским и ¦Альфа-Эко¦: ¦Генералов и "Альфа" = солидные в политических кругах фигуры, а Олерский поборется за "Волготанкер", чтобы Волжское пароходство доминировало в перевозках на Волге¦.
По словам участников рынка, рассказавших ¦Ведомостям¦ о переговорах, пакет был предложен им за $130-140 млн. Кроме того, ¦Волготанкер¦, по их словам, ставит покупателю условие погасить привлеченный в 2004 г. кредит на $120 млн. Это подтвердил источник, знакомый с позицией продавцов.
Один из потенциальных покупателей считает цену пакета завышенной = по его мнению, она не превышает $50 млн. Эксперты с ним не согласны. Справедливая цена 80% акций ¦Волготанкера¦ = около $130 млн., полагает Суверов, добавляя, что с учетом налоговых претензий и риска предъявления новых покупатель может потребовать дисконт до 50%. А Одинцова считает, что пакет стоит $130 млн. даже с учетом рисков, которые берет на себя покупатель.
В 2004 г. ¦Волготанкер¦ перевез около 11 млн. т нефти и нефтепродуктов. Выручка за девять месяцев 2004 г. v более 4 млрд. руб., чистая прибыль v 309 млн. руб. Около 80% акций контролируют менеджеры, 20% принадлежит государству.