USD 85.7024

-0.08

EUR 92.8291

-0.02

Brent 77.57

+0.18

Природный газ 1.978

+0.01

...

Как обойти проливы

Российские нефтяники заинтересовались нефтепроводом Бургас-Александруполис Проект строительства нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, обсуждение которого продолжается уже более 10 лет, в скором времени может быть реал.

Как обойти проливы

Российские нефтяники заинтересовались нефтепроводом Бургас-Александруполис


Проект строительства нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, обсуждение которого продолжается уже более 10 лет, в скором времени может быть реализован. Как заявил вчера исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан, его компания готова подготовить обоснование экономической целесообразности прокладки трубопровода. После этого можно будет начать обсуждение возможности заполнения трубы сырьем других нефтяников: в ТНК-ВР не исключают, что интерес к проекту проявит американская ChevronTexaco для транспортировки нефти, добываемой в Казахстане. В англо-российском холдинге полагают, что предложение продлить нефтепровод Одесса-Броды до польского Гданьска с целью транспортировки казахской нефти в Европу, высказанное новыми украинскими власти, скорее всего, вряд ли окажется экономически эффективным. Какой вариант прокачки предпочитает ChevronTexaco, вчера выяснить не удалось.


В ноябре представители России, Греции и Болгарии парафировали меморандум о начале строительства трубопровода Бургас-Александруполис. В феврале ТНК-ВР была выбрана координатором группы компаний, которые заинтересованы в прокладке этой трубы, максимальная мощность которой может составить 35 млн. тонн сырья в год. Также в рабочую группу входят представители ЛУКОЙЛа и "Транснефти". 11 марта замминистра развития Греции Георгиус Салагудис заявил, что окончательно меморандум о начале строительства будет подписан 15 апреля.


В государственной "Транснефти" до недавнего времени скептически относились к этому проекту. Вчера глава транспортной компании Семен Вайншток на форуме "ТЭК России в XXI веке", заявил: "Ничего не случится (подписание меморандума. - Ред.), пока конкретные нефтяные компании не гарантируют поставки нефти по этому маршруту". Правда, при этом на днях компания г-на Вайнштока отказалась от проекта прокладки нефтепровода по территории Турции, который как и труба из Бургаса был призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, страдающие от танкерных пробок. Однако на прошлой неделе глава "Транснефти" заявил, что "не видит путей решения этого вопроса (строительства турецкого маршрута. - Ред.) и прекращает разработку названного проекта по не зависящим от нее причинам".


В то же время ТНК-ВР намерена в ближайшее время разработать документы, необходимые для обсуждения с другими нефтяниками перспектив заполнения трубы из Болгарии в Грецию. "Проблема проливов существует и в дальнейшем станет только обостряться", - заявил вчера г-н Хан. Он отметил, что после планируемого расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) необходимость прокладки нефтепровода станет очевидна. Поэтому г-н Хан полагает, что меморандум между Грецией, Россией и Болгарией в апреле будет подписан. Правда, пока это будет всего лишь рамочный документ, однако проект является глубоко проработанным и при наличии политической поддержки может быть реализован в течении трех-пяти лет, утверждает менеджер англо-российской компании.


Одной из компаний, которая может загрузить трубу своим сырьем, полагают в ТНК-ВР может быть ChevronTexaco. Сейчас она добывает нефть на Тенгизском месторождении в Казахстане и по трубопроводу поставляет сырье в Новороссийск, откуда оно по морю через проливы Босфор и Дарданеллы попадает на европейские рынки. В 2004 году по КТК было отгружено 22,5 млн. тонн нефти. Теперь акционеры консорциума рассматривают вопрос о расширении трубы до 67 млн. тонн сырья в год. Впрочем, недавно источник Интерфакса в Минпромэнерго заявил, что расширение мощности КТК (а российское правительство является одним из его участников) сдерживается нерешенностью вопроса о транспортировке нефти в обход турецких проливов.


Однако на казахскую нефть претендует и Украина, чтобы заполнить нефтепровод Одесса-Броды. Сейчас он используется в реверсном режиме: российское сырье по системе "Транснефти" доставляется до Брод, а затем отгружается в Одессу и перевозится в Европу по морю. Свою нефть по этому маршруту поставляют ТНК-ВР и ряд других российских компаний. Однако Украина хочет продлить трубу в Польшу и, отказавшись от реверса, качать по ней в Европу казахскую нефть, которая бы доставлялась из Новороссийска в Одессу. Недавно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко выразила мнение, что Украина сможет договориться с Россией и Казахстаном об использовании нефтепровода для прокачки сырья в Европу. "Если мы сегодня общаемся с руководством Казахстана, послом Казахстана, представителями России, неужели мы не построим концепцию, как нам в прямом направлении использовать Одесса-Броды? Безусловно, построим", - полагает она.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram