USD 96.6657

0

EUR 104.8094

0

Brent

-75.63

Природный газ 3.008

+0.45

...

Главный по газу

Виктор Ющенко лично ведет коммерческие переговоры с Алексеем Миллером Президент Украины Виктор Ющенко демонстрирует желание лично контролировать топливно-энергетический комплекс страны.

Главный по газу

Виктор Ющенко лично ведет коммерческие переговоры с Алексеем Миллером


Президент Украины Виктор Ющенко демонстрирует желание лично контролировать топливно-энергетический комплекс страны. После попытки самостоятельно решить бензиновый конфликт с российскими нефтяниками, он взялся за выстраивание новых отношений с "Газпромом". Трехчасовые переговоры с председателем правления российского монополиста Алексеем Миллером не привели к прорыву, произошел очередной обмен позициями. Причем с украинской стороны никаких комментариев не последовало вовсе. В то же время встреча лишний раз показала, что Юлии Тимошенко придется приложить максимум усилий, чтобы вернуть себе титул "газовой принцессы". Такие амбиции у нее, похоже, имеются. Тем более, что на первом этапе раздела сфер влияния между лидерами революции контроль над ТЭКом достался группе ее давних конкурентов по бизнесу.


На встрече гг. Миллера и Ющенко присутствовал глава "Нафтогаза Украины" Алексей Ивченко, который длительное время работал в компании "Интергаз", подконтрольной бывшему главе украинского монополиста Игорю Бакаю. Именно эта фирма в свое время вытеснила "ЕЭС Украины" Юлии Тимошенко с газового рынка страны. А в 2000 году уже "газовая принцесса", получившая это звание за умение ладить с бывшим менеджментом "Газпрома", довольно быстро добилась отставки г-на Бакая из "Нафтогаза". Тогда она занимала пост вице-премьера по ТЭКу в правительстве Виктора Ющенко.


Наличие жесткого конфликта, подкрепленного давней личной неприязнью, ставит "Газпром" в неординарное положение. Перед самым уходом Леонида Кучмы менеджмент концерна получил от Киева массу уступок, зафиксированных в соответствующих документах. С одной стороны, "Газпром" при посредничестве Владимира Путина получил гарантии выполнения ранее достигнутых договоренностей. Но с другой, с учетом смены власти на Украине это лишь подтверждение хороших стартовых позиций для переговоров о новых отношениях в газовой сфере. Ожесточенная борьба внутри украинского руководства делает процесс еще более запутанным и заставляет менеджмент "Газпрома" маневрировать.


Самый яркий пример такого маневра - переход на рыночные денежные расчеты в сфере оплаты транзита и поставок российского газа. Сейчас, как известно, за прокачку 129 млрд. кубометров газа в Европу "Нафтогаз" получает 23 млрд. кубометров газа. Ставка транзита зафиксирована на льготном уровне - 1,09 долл. за транспортировку тысячи кубометров на 100 км, а зачетная цена газа снижена с базовых 80 долл. до 50 долл. На первой встрече гг. Миллера и Ивченко в Москве глава "Нафтогаза" предложил повысить тариф до рыночного уровня. "Газпром" радостно согласился на условиях перехода на коммерческое ценообразование в области поставок газа. Но через день против такой схемы выступила Юлия Тимошенко, которая заявила, что без бартерного газа страна не сможет обеспечить дешевый газ для населения и коммунально-бытового сектора. Тем не менее, во вторник Алексей Миллер и Виктор Ющенко, по словам источника в "Газпроме", обсуждали конкретные условия коммерческого ценообразования.


Между тем, правительство Юлии Тимошенко, выполняя предвыборные обещания г-на Ющенко, приняло популистский бюджет с дефицитом примерно в 4 млрд. долл. (при общем объеме расходов около 20 млрд. долл.). Изыскание дополнительных средств по традиции началось с ТЭКа, и прежде всего - с "Нафтогаза Украины". Принятые налоговые поправки обязывают компанию выплатить в казну в 2005 году почти в два раза больше, чем в прошлом. На покрытие появившейся в апреле налоговой задолженности пойдут спешно привлеченные у Deutsche Bank 300 млн. долл. из кредитной линии на 2 млрд. евро.


В то же время цены на газ для населения и коммунально-бытового сектора на Украине субсидируются за счет поставок промышленности. К примеру, предприятия ЖКХ получают газ по 40-45 долл. за тыс. кубометров. На их нужды идет преимущественно российский бартерный газ. Население покупает газ, добываемый на Украине, по 30-35 долл., а промышленность - дорогой туркменский газ по 70-80 долл.


Переход на денежные расчеты увеличит доходы "Нафтогаза" (а следовательно, и денежные потоки под контролем его руководства), а рост цен на российский газ даст компании серьезный козырь в борьбе за повышение платы, которая взимается с ЖКХ. Юлии Тимошенко, судя по всему, напротив, важнее выполнить бюджетные обязательства перед избирателями и попутно продемонстрировать, что менеджмент "Нафтогаза" не справляется с задачей эффективного управления главной компанией страны.


Другая основная тема сотрудничества "Газпрома" с Украиной - поставки туркменского газа после 2006 года (когда закончится украино-туркменское соглашение) - также не получила на встрече гг. Миллера и Ющенко конкретного наполнения. "Попытки украинской стороны завести речь о собственном контракте с Туркменией и транскаспийском газопроводе (см. вчерашний номер газеты. - Ред.) были пресечены, - источник в "Газпроме". - Нашим украинским партнерам было четко сказано, что для специалистов ситуация с запасами газа в Туркмении очевидна. Хорошо, если их хватит для российского контракта. Давайте лучше обсуждать, как будем работать после 2006 года. В сложившейся ситуации альтернативы взаимодействию с Россией нет". При этом стороны, судя по всему, согласились, что RosUkrEnergo (совместное предприятие Газпромбанка и Raiffeisen Investment) останется оператором транзита туркменского газа на Украину и его реэкспорта в Европу. А желание "Нафтогаза" стать его акционером может быть реализовано через покупку доли у австрийской инвестиционной компании.


Единственный вопрос, получивший на встрече конкретный ответ - это перспективы деятельности газотранспортного консорциума. По информации "Времени новостей", стороны фактически признали, что у этого проекта нет будущего. "Нужно найти смелость в этом признаться, - говорит источник в "Газпроме". - Идея была в развитии и управлении всей системой, строительство же новой трубы Богородчаны-Ужгород было интересным как первый этап. Тему передачи всей газотранспортной системы в консорциум - не важно на каких условиях - сейчас Украина вообще не готова обсуждать. А раз так, первый этап заведомо без второго "Газпрому" не нужен". Это означает, что "Нафтогазу" предложено самостоятельно осуществить строительство 300-километрового газопровода стоимостью в 250-300 млн. долларов. А главное, перестать вводить в заблуждение европейских партнеров, которых Киев постоянно приглашает участвовать в "мертвом" проекте.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram