Москва раскошелится
Реализации "пакта Лужкова - Чубайса", по которому правительство Москвы сможет получить контроль над всеми столичными электросетями, может помешать неожиданное препятствие. Московские чиновники выяснили, что не могут приватизировать объекты ЖКХ.
До реформы электроэнергетики "Мосэнерго" была крупнейшей региональной энергокомпанией страны с установленной мощностью 14 800 МВт. Выручка по РСБУ за 2004 г. v 89,3 млрд руб., чистая прибыль v 2,05 млрд руб. 50,9% акций компании принадлежат РАО ЕЭС, 25% v Газпромбанку, около 8% v правительству Москвы. С 1 апреля "Мосэнерго" разделено на 14 компаний, в том числе теплосетевую и две электросетевые v областную и городскую. Их акции были распределены пропорционально среди акционеров "Мосэнерго". По разделительному балансу "Мосэнерго" чистые активы электросетевой компании стоили 12,4 млрд руб., теплосетевой v 11,9 млрд руб.
В процессе реформы "Мосэнерго" РАО ЕЭС и правительство Москвы договорились, что столица получит контрольный пакет акций в сетевых компаниях, образованных на базе энергосистемы. Такое соглашение они подписали еще в 2003 г. Предполагалось, что сетевые компании выпустят дополнительные акции в пользу Москвы, а та оплатит их своими активами - тепловыми и кабельными сетями. Сейчас они принадлежат трем ГУПам, и мэрия рассчитывала приватизировать их, внеся их в уставный капитал Московской объединенной энергетической компании (МОЭК, на 100% принадлежит мэрии). Но выяснилось, что сделать это невозможно. Об этом руководитель столичного департамента имущества Владимир Силкин 14 июля написал в письме члену правления РАО и председателю совета директоров "Мосэнерго" Юрию Удальцову (его копия есть в распоряжении "Ведомостей").
Силкин указывает, что ст. 30 закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" "не позволяет реализовать Соглашение [-] в том виде, в котором оно было ратифицировано". В этой статье говорится, что значительная часть объектов ЖКХ не может быть приватизирована (объекты здравоохранения, образования, культуры, жилищного фонда и объектов его инфраструктуры и пр.). Чиновник мэрии поясняет, что указанную статью можно толковать по-разному. "Перечень имущества, которое нельзя приватизировать, в законе не определен. Поэтому есть риск получить протест прокуратуры", - сетует собеседник "Ведомостей". Президент Института энергетической политики Владимир Милов вспоминает, что случаи вынесения прокурорских протестов со ссылкой на эту статью бывали.
Тем не менее от контроля за столичными сетями мэрия не отказалась. Теперь она предлагает оплатить акции допэмиссии деньгами или другими активами. О каких активах идет речь, в письме Силкина не указано, но в нем сказано, что правительство Москвы готово обменять на сети свою долю в генерирующей компании. Чиновник правительства Москвы уверяет, что для выкупа доли в сетевых компаниях нельзя использовать бюджетные средства. Но деньги можно занять под залог активов МОЭК, полагает он. Исходя из балансовой стоимости активов сетевых компаний, Москве на это может потребоваться около $800-900 млн, подсчитал представитель одного из акционеров "Мосэнерго".
"Оптимальный вариант - чтобы Москва заплатила деньгами. Тогда эти средства можно будет потратить на модернизацию энергосистемы", - говорит источник, близкий к РАО ЕЭС. Он напоминает, что энергохолдинг и мэрия договорились о создании совместной управляющей компании, которая будет управлять всеми энергосетями столицы (она должна заработать уже в октябре). "По сути активы будут объединены. А формально получить контроль Москва может и позже", - заключает он.
Но такая перспектива не нравится Газпромбанку. Управляющий директор департамента корпоративного финансирования Газпромбанка Вольфганг Скрибот говорит, что если новые условия сделки будут существенно отличаться от Соглашения, заключенного в 2003 г., их нужно заново утверждать на совете директоров РАО. До этого отдавать активы бывшего "Мосэнерго" он считает неприемлемым.