USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

...

Нефть меняет маршрут

Рост экспортных пошлин на нефть заставил нефтяников искать счастья в России. Они уменьшили экспорт сырья, увеличив поставки нефти на внутренний рынок. Это решение больно ударило по речным пароходствам и железнодорожным операторам.

Нефть меняет маршрут

Рост экспортных пошлин на нефть заставил нефтяников искать счастья в России. Они уменьшили экспорт сырья, увеличив поставки нефти на внутренний рынок. Это решение больно ударило по речным пароходствам и железнодорожным операторам. За полугодие они сократили экспортные перевозки нефти почти в семь раз и на 40% соответственно.


С начала 2004 г. экспортные пошлины на нефть выросли почти в 4,5 раза - до $136,2 за тонну. Но мировые цены на черное золото заметно отстали: с прошлого года они увеличились лишь в два раза. Вчера нефть на Нью-Йорской товарной бирже торговалась по $59,38 за баррель. "В итоге рынок столкнулся с парадоксальной ситуацией - внутренние продажи стали более рентабельными, чем экспортные", - отмечает старший аналитик FIM Securities Лев Сныков. Немудрено, что экспорт нефти, по данным Минпромэнерго, увеличился за первое полугодие только на 0,6% (раньше рост составлял в среднем 14% ежегодно), а производство бензина выросло на 24% (по сравнению с 1,2% в 2004 г.)."Это же сообщающиеся сосуды, - объяснял в начале июля "Ведомостям" глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. - Если экспортная прибыль ограничивается, она должна быть компенсирована здесь". По словам Алекперова, каждая тонна экспортируемой нефти приносит компании $100 чистой прибыли, а внутренние продажи - больше. Сныков полагает, что эта разница составляет доли процента. Впрочем, нефтяников сложившаяся ситуация не пугает. "В убыток себе мы не работаем, а тенденция явно временная", - уверен один из менеджеров "Сибнефти".


"Внутренний рынок ограничен, долго за счет него нефтяники не продержатся, но уже в 2006 г. наступит переломный момент", - соглашается Сныков. Первым скорее всего не выдержит правительство, которое будет вынуждено снизить налоговую нагрузку, отмечает он. Цены на бензин нефтяники вряд ли снизят, а чиновники уже выражали "озабоченность" по этому вопросу, замечает эксперт. Месяц назад Минэкономразвития даже связало падение нефтяного экспорта с "тенденцией к замедлению экономического роста": рост ВВП в январе - мае составил 5,4% против прошлогодних 7,5%. А план по общероссийской добыче в 475 млн т "в сложившихся условиях выполнить будет затруднительно", полагает Минэкономразвития.


Впрочем, не все представители отрасли с этим согласны. "Излишки нефтепродуктов всегда можно отправить на экспорт", - возражает менеджер ТНК-BP. Он уверен, что нынешняя ситуация сохранится до 2007-2008 гг. "Здесь слишком много факторов - кроме высокой фискальной нагрузки это снижение темпов добычи и недостаток в дешевом трубопроводном транспорте", - отмечает нефтяник.


Вслед за потребителями последствия новой политики нефтяных компаний ощутили транспортники. За первое полугодие, по оценкам журнала "Промышленные грузы", экспорт нефти железнодорожным транспортом снизился на 40,1% до 15,8 млн т. У "Российских железных дорог" общие перевозки сырья сократились на 12%, говорит начальник департамента конъюнктуры рынка монополии Дмитрий Мачерет. Крупнейший частный нефтеперевозчик - "БалтТрансСервис", по словам его гендиректора Владимира Прокофьева, вообще прекратил перевозки нефти и занимается сейчас только нефтепродуктами. Та же ситуация и у "ЛУКОЙЛ-Транса", который с июня перестал возить нефть, говорит руководитель управления перевозок компании Игорь Шагибанов. У речных пароходств ситуация еще хуже. Их нефтяные перевозки сократились в 6,6 раза, говорит эксперт одного из крупных российских пароходств.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram