Топливное истощение
Государство признало, что в обозримом будущем не может повлиять на цены на бензин Министерство промышленности и энергетики вчера де-факто признало, что до 2007 года государство не в состоянии как-либо повлиять на растущие цены на бензин.
Министерство промышленности и энергетики вчера де-факто признало, что до 2007 года государство не в состоянии как-либо повлиять на растущие цены на бензин. Замминистра Анатолий Яновский лишь сообщил, что для его ведомства главная задача - не выпустить рост цен за пределы инфляции. Сотрудники министерства пытаются утешиться тем, что, по их прогнозам, через два месяца, с наступлением холодов, спрос на нефтепродукты упадет, произойдет затоваривание и бензин подешевеет. Впрочем, кроме них, в это, похоже, не верит никто.
Г-н Яновский попытался вчера перечислить все факторы, влияющие на стоимость нефтепродуктов в России. Главный - это высокие мировые цены на нефть и ее производные, что заставляет российских нефтяников направлять большой поток топлива за границу. Однако прежде всего ситуация на мировом рынке влияет на налогообложение сырьевых компаний: по словам замминистра промышленности и энергетики, сейчас в себестоимости российской нефти уже более половины составляют налоги, так как они привязаны к мировым ценам на нефть. Да и внутрироссийская цена сырья уже сопоставима с мировой (за полгода ее среднее значение превысила 40 долл. за баррель). Впрочем, чиновник успокаивает, что рост цен на нефтепродукты в целом по стране за семь месяцев года составил всего 3,7% (министерство учитывало отпускные цены производителей топлива) и не превысил инфляцию (8,3%). В рознице, по его словам, цены выросли на 4-6,2%. Причем Минпромэнерго уточняет, что это всего лишь средняя цена, в регионах можно увидеть и снижение стоимости топлива, например, в Ханты-Мансийском автономном округе (центр российской нефтедобычи) на 17%, Смоленской области и Краснодарском крае - на 12%, и рост более чем на 50% на Дальнем Востоке.
Как говорит г-н Яновский, с марта действует правительственное постановление по дифференциации таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (на темные введена пониженная ставка, чтобы нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать их, а не светлые). Также были подготовлены меры антимонопольного регулирования (поскольку российский бензиновый рынок, как считает г-н Яновский, поделен между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями) и ужесточено наказание за их невыполнение (штраф до 4% от оборота компании). И последнее, что сделало государство, - оно стало возмещать сельхозпроизводителям часть процентов по кредитам, выданным на закупку ГСМ. Г-н Яновский признал, что этих мер "явно недостаточно", и сообщил, что еще нужно российскому топливному рынку от государства.
По его словам, рабочие группы при министерствах и ведомствах в течение последних девяти месяцев пытались определить, можно ли "отвязать" ставку налога на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть. "Были проведены расчеты по влиянию горно-геологических факторов на НДПИ, и сейчас все группы приходят к пониманию, как этот налог должен выглядеть", - сообщил г-н Яновский. Детали он обнародовать отказался, сообщив, что в сентябре соответствующие предложения будут направлены в правительство, и тогда все станет известно. Такую идею, как известно, поддерживают практически все нефтяники. Однако многие из них сомневаются, что чиновники смогут отказаться от изъятия сверхприбылей компаний (сейчас, по словам г-на Яновского, от цены каждого барреля нефти компании получают 24 долл., остальное забирает государство) в пользу снижения цен на бензин. Впрочем, как сказала вчера на пресс-конференции заместитель начальника отдела экономики департамента ТЭК Минпромэнерго Вера Алексеева, срок действия нынешних налоговых ставок заканчивается 31 декабря 2006 года, так что изменения если и будут, то не ранее 2007 года.
Кроме того, по словам г-на Яновского, ФАС продолжает настаивать на введении в России биржи нефтепродуктов для создания реальной конкуренции. До сих пор подобные попытки встречали активное сопротивление со стороны нефтяных компаний, которым выгоднее было реализовывать свое топливо на своих АЗС. На вопрос о том, как их можно "загнать" на биржу, г-н Яновский ответил, что механизмов несколько, один из них - "привязать" налоги и пошлины к котировкам на этой бирже. В этом случае нефтяникам будет выгодно как можно дешевле продавать нефтепродукты на бирже, причем в достаточно большом объеме.
Резюмируя сказанное, г-н Яновский заявил: "Трудно ожидать, что цены на нефтепродукты будут резко падать, думаю, этого не случиться. Наша задача - чтобы они максимально отставали от темпов инфляции". А г-жа Алексеева добавила, что за последний год (с июля 2004-го по июль 2005-го) инфляция составила 12%, при этом высокооктановые бензины, например, подорожали в среднем на 15%, а мазут - на 52%. Выходит, государство пока не в состоянии сдержать столь стремительный рост цен на топливо.
И даже слово президента не оказывает влияния на рынок: в конце прошлого года Владимир Путин на встрече с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым попросил нефтяников снизить цены на 5%. ЛУКОЙЛ утверждает, что выполнил пожелание. "Но никто нашему примеру не последовал, - заявили вчера в компании, - и дабы не терять маржу, мы вынуждены были в мае отказаться от искусственного сдерживания цен". При этом в компании подчеркнули, что расхожее мнение о монополизации российского топливного рынка не соответствует действительности: по данным ФАС, крупные компании занимают долю 30%. В реальности же, утверждают в ЛУКОЙЛе, она еще ниже, так как большая часть АЗС - джобберские заправки. Более того, даже на АЗС ЛУКОЙЛа далеко не всегда продается бензин с НПЗ, принадлежащих компании, из-за большого транспортного плеча.