Баррель сдуло в семидесятые
Обрушившийся на Восточное побережье США ураган Катрина вздул цену барреля нефти выше $70. Спекулятивные настроения на мировом рынке приобрели советские масштабы - искусственный дефицит может довести баррель и до $80.
В пятницу в Нью-Йорке торги закрылись ценой $66,13 за баррель легкой американской нефти. Казалось бы, значительно меньше, чем рекордные $68 за баррель, показанные неделей раньше. Однако общую тенденцию все сразу почувствовали. Как заявил Эд Сильер, вице-президент нью-йоркской брокерской компании Energy Merchant LLC, в последние месяцы трейдеры и спекулянты закупают нефть в огромных количествах при малейшей опасности перебоя в поставках. А тут ураган Катрина. "Если эта штука вызовет заметное сокращение нефтеперерабатывающих мощностей, мы окажемся в тяжелом положении",- указал господин Сильер. И образно обрисовал сложившуюся рыночную ситуацию: "В принципе, если я пролью канистру бензина на местной бензозаправке, мировая цена на нефть тут же взлетит на $1 за баррель - так что $70 за баррель не заставят себя ждать".
Действительно, не заставили. В выходные было объявлено, что более 40% нефтедобывающих мощностей американских компаний в Мексиканском заливе вышли из строя из-за урагана. Крупнейший в США Луизианский нефтеналивной порт, находящийся в 32 километрах от берега, принимающий танкеры, слишком большие для обычных материковых портов, и обеспечивающий 11% американского нефтяного импорта, заявил об эвакуации всех работников в субботу. Произошло массовое закрытие нефтеперерабатывающих заводов. В частности, ExxonMobil Corp. объявила о закрытии завода в Луизиане, перерабатывающего 183 тыс. баррелей в день. Всего в связи с ураганом было закрыто семь нефтеперерабатывающих заводов в Луизиане общей мощностью 1,44 млн баррелей перерабатываемой нефти в день (8,5% всех мощностей в США).
В результате фьючерсы на американскую нефть на Нью-Йоркской бирже взлетели в понедельник на $4,67 за баррель - до $70,80. Биржевой бензин подорожал до $2,12 за галлон (рост на 12%). Американские аналитики обратили внимание, естественно, прежде всего на ситуацию с бензином. "В прошлом году мы имели на 15 млн баррелей больше нераспроданных запасов бензина, чем сейчас",- указал Джим Риттербуш, президент иллинойской инвестиционной компании Ritterbusch and Associates.
Формально ничего экстраординарного не произошло. Еще в апреле нынешнего года эксперты МВФ отмечали: "Средняя цена нефти (средневзвешенная цена западнотехасской нефти WTI, североморской Brent и арабской Dubai crude) выросла с начала 2004 года на 75%. Рост цен на нефть, который был в основном неожиданным, отражал совокупное влияние значительного роста спроса на нефть, опасности временных перебоев в ее поставках, увеличившуюся геополитическую напряженность и ограниченные производственные мощности в странах ОПЕК". С ростом спроса на нефть до сих пор все не очень понятно (вряд ли Китай, который обычно обвиняют в повышенном спросе на нефть, готов платить за нее по $70 за баррель). С возможностями ОПЕК также ситуация непрозрачна: Саудовская Аравия и Иран, являющиеся главными нефтепроизводителями в рамках картеля, всячески препятствуют западным компаниям не только разрабатывать их нефть, но и знакомиться с нефтезапасами и реальными объемами нефтедобычи. А вот с геополитической напряженностью и опасностью временных перебоев все ясно - они совершенно реальны.
Ситуация начинает напоминать первый нефтяной кризис 1973-1974 годов. С арабским эмбарго на поставки нефти США и Голландии тогда все было далеко неясно - впоследствии арабские страны осторожно признавали, что эмбарго никакого и не было: нефть в США продолжала поступать через не попавшие под эмбарго европейские страны. Однако цены за год выросли в четыре раза. И теперь уже можно заключить, что рост цен был вызван спекулятивными настроениями в самих западных странах: зачем продавать нефть, которая может подорожать, когда ее можно купить? Таким образом, дефицит нефти создавался потребителями искусственно. Ситуация, напоминающая советские времена, когда любой мало-мальски привлекательный товар оказывался в дефиците по неизвестным причинам: не то власти производят его слишком мало, не то спекулянты скупают его слишком рьяно. При нынешнем искусственном дефиците советского типа и $80 за баррель никого не удивит. Мировая экономика, естественно, этого слишком долго не выдержит - однако некоторое время американские потребители будут мириться со сложившейся ценовой ситуацией (как они мирились с невероятными по тем временам нефтяными ценами с 1974-го по 1982-й годы).
А Россия с ее советским опытом от дефицита вновь выиграла. Как раз вчера заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, по сообщению агентства "Интерфакс-АФИ", заявил, что с 1 октября экспортная пошлина на нефть может составить около $179 за тонну - значительный прирост по сравнению с рекордными $140 за тонну, введенными 1 августа.