Балтийский газопровод меняет расклад сил в Европе в пользу Москвы
Стабильность энергетических поставок для Европы на ближайшие десятилетия зависит от отношений с Россией. Именно такова основная мысль недавнего выступления британского министра энергетики Малкольма Уикса (Malcolm Wicks) в Москве.
Подписанное 8 сентября в Берлине в присутствии руководителей двух государств Владимира Путина и Герхарда Шредера соглашение о СЕГ явилось, пожалуй, наиболее ярким геополитическим событием последних месяцев. Во всяком случае, резонанс это соглашение между LГазпромом¦ и немецкими концернами BASF и E.ON вызвало весьма сильный. По новому газопроводу, трасса которого пройдет через акваторию Балтийского моря, будут осуществляться прямые поставки российского газа в Германию в обход восточно-европейских государств, отношения с которыми явно оставляют желать лучшего. Кроме ключевого газопровода, будут отводы в Швецию, Финляндию и Калининградскую область. Таким образом, Россия совершила настоящий прорыв в Европу не только в энергетической, но и в политической сфере.
Явно Lв плюсе¦ Россия. По мнению экспертов, уже в первый год эксплуатации СЕГ будет получена выручка в размере около $4 млрд. Сюда надо прибавить сокращение расходов за транзит, которые только на украинском участке составляют 20% (около 13% объема - плата за транзит и еще примерно 7% расходуется на поддержание давления в трубах) Да еще стоимость транзита и эксплуатационные потери в Белоруссии и Польше.
Немаловажна также возможность подключения к Lгазпромовской¦ сети несколько новых стран. В первую очередь это Великобритания, Нидерланды и Дания. Предусмотрена возможность отводов и на Скандинавский полуостров. Таким образом, проект вполне окупаем, и помимо финансовых, открывает России (в лице LГазпрома¦) широкие геоэкономические возможности для расширения энергетического присутствия в Европе. Причем, судя по озвученному английским министром энергетики тезису, Lчтобы достичь хорошо функционирующего внутреннего энергорынка, ЕС должен обеспечить себе международные поставки¦. А вот это Lнадо делать путем сотрудничества с такими стратегическими энергетическими партнерами, как Россия. У нас общие интересы с Россией, которая уже обеспечивает 50% потребностей Европы в газе¦, - считает Уикс.
Германия тоже отнюдь не в накладе. Помимо политических дивидендов Шредера и его команды немецкие фирмы впервые получат доступ к российским газовым месторождениям, которые будут наполнять этот газопровод. Кроме того, через Германию должны пойти в Западную Европу дополнительные 55 млрд. кубометров российского газа.
При этом не обошлось без Lобиженных¦, в роли которых оказались восточноевропейские и прибалтийские соседи России. Потенциальная угроза лишиться доходов от транзита газа вкупе с вероятным в ближайшем будущем сокращением его поставок привели к охлаждению отношений Германии с Польшей. Критику со стороны официальных лиц Латвии и Литвы вызвало не только само соглашение о СЕГ, но и позиция Германии, как, впрочем, и небрежение Брюсселя интересами Lмалых¦ европейских наций.
Еще бы. Еврокомиссия, совсем недавно отвергшая предложенный премьером Польши Мареком Белькой проект газопровода LАмбер¦ (Amber) через Польшу, Украину, Латвию и Литву, чуть ли не назавтра одобрила российско-немецкое соглашение. LМы приветствуем создание любой инфраструктуры, которая призвана обеспечить снабжение газом страны ЕС¦, v заявил на пресс-конференции в Брюсселе представитель Еврокомиссии Руперт Критмейер.
Отсюда и хлесткие политически ярлыки. Назвав соглашение по СЕГ Lпактом Шредера-Путина¦, польский президент Александр Квасьневский вызвал ожидаемые ассоциации в Прибалтике. Причем здесь соглашение по СЕГ готовы рассматривать чуть ли не как новый, газовый, вариант LПакта Молотова-Рибентропа¦. LБросив якорь в Германии, можно будет править большим пространством, раскалывать его. Поэтому, зная, что думают планировщики российской политики, не подлежит сомнению, что так называемый экономический союз России и Германии будет ничем иным, как политическим альянсом¦, - заявил экс-председатель сейма Литвы, европарламентарий Витаутас Ландсбергис.
На самом деле, как писала британская LГардиан¦ 8 сентября, Lроссийско-германский проект газопровода может потенциально изменить геополитическую обстановку в Европе¦. Это и происходит на наших глазах. Полный неуспех апелляций Lобиженных¦ транзитеров к Брюсселю объясняется не в последнюю очередь тем, что политическая ситуация в ряде стран, осуществляющих нефтегазовый транзит из России в Западную Европу, не является в достаточной мере стабильной v что в очередной раз показали и последние события на Украине. А в условиях растущей нестабильности на мировых энергетических рынках такой проверенный партнер как Россия гораздо предпочтительнее.. Потому руководству некоторых стран Lуказали на место¦ - иногда полезно умерить свои амбиции, особенно, если за ними не стоят мощные ресурсы углеводородов. Уж в чем, а в практичности руководителям ЕС не откажешь. Вот и подписание соглашения о СЕГ расставило все по местам: после него стала более понятна роль разных стран Восточной Европы.