Бензин не поддается уговорам
Осенью цена на бензин марки Аи-95 может достигнуть на российском рынке 20 рублей за литр. Такое мнение высказал вчера председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.
Такое мнение высказал вчера председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.
По оценке Юрия Шафраника, чтобы остановить рост цен, нефтяники должны получать 100 долларов с тонны нефти: "Если нарушен этот баланс, то идет автоматическое восстановление пропорций за счет цен". Пока прибыль компаний составляет около 80 долларов с каждой тонны. Шафраник сообщил, что в начале октября Союз нефтегазопромышленников озвучит меры, которые позволят остановить рост цен.
Как видим, вдогонку за действующим министром Германом Грефом вчера бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник попытался внести лепту в букет прогнозов о росте цен на бензин.
Вспомним, что за день до этого министр экономического развития и торговли Герман Греф пообещал, что с октября цены на бензин в России перестанут расти. И связал это с предстоящим резким повышением экспортной пошлины на нефть - со 140 до 179,9 доллара за тонну. Между тем участники рынка считают, что стоимость бензина и так слишком велика. Статистика свидетельствует, что за прошедшую неделю отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов на бензин выросли на 4,5 процента, а на дизельное топливо - на 6,8 процента. Рост же розничных цен на бензин в среднем по России составил 2,4 процента, на дизельное топливо - 2,3 процента. И нашумевшие слова Германа Грефа: "Динамика в октябре по бензину будет более низкой, чем в сентябре. Скорее всего, цены останутся без изменения", - судя по всему, никак не успокоили автомобилистов. Дело в том, что "застыть" ценам предложено на очень высокой отметке.
Помимо общего посыла о том, что цены на бензин на российском рынке могут снизиться только при снижении мировых цен на нефть, аналитики быстро нашли и другой контраргумент для министра. Экспортная пошлина на нефть пересматривается один раз в два месяца, и потому нефтяные потоки еще довольно долго будут ориентированы на зарубежные поставки, а НПЗ - получать дорогое сырье.
Скорее всего, цены останутся на прежнем уровне, сходятся во мнении эксперты рынка. Они весьма скептически оценивают роль такого фактора, как традиционное сезонное падение спроса. А ждать введения в действие серьезного ограничителя - изменения ставки налога на добычу полезных ископаемых - придется еще долго. По словам Германа Грефа, следующая встреча с нефтяными компаниями пройдет в первой декаде октября. На ней должны быть сформулированы окончательные предложения, и лишь затем они будут внесены в правительство. Пока же оптимистичный прогноз, озвученный минпромэнерго в августе, о том, что цены на бензин будут расти в сентябре-октябре не более чем на 1-2 процента в месяц, явно не сбывается.