У сделки "Газпрома" с "Сибнефтью", о которой руководитель администрации президента Дмитрий Медведев отозвался как о деле решенном, нашелся противник. Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что и цена сделки, и ее целесообразность вызывают вопросы.
"Газпром" объявил о покупке 72,663% акций "Сибнефти" за $13,091 млрд на прошлой неделе. Еще раньше Газпромбанк скупил для монополии 3,016% нефтяной компании. Вместе эти два пакета дали бы "Газпрому" более 75% акций "Сибнефти". О намерении купить нефтяную компанию совету директоров "Газпрома" рассказал председатель совета, руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев.
Совет сделку одобрять не стал. Как рассказывал "Ведомостям" представитель "Газпрома", это планировалось сделать на заочном заседании. Но с получением директивы у представителей государства в совете возникли проблемы. Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что цена сделки вызывает вопросы - как и сама целесообразность покупки "Газпромом" "Сибнефти".
Это заявление Греф сделал после совещания с чиновниками профильных ведомств и топ-менеджерами "Газпрома", на котором обсуждались условия сделки. Представитель Минэкономразвития Алла Борисенкова уверяет, что вопрос о целесообразности сделки был "чисто техническим" и доклад по нему делал консультант "Газпрома" (Citigroup. - "Ведомости"). "Это ни в коей мере нельзя принимать за позицию Минэкономразвития", - добавила она, но мнение министра на этот счет пояснить отказалась. Источник, знакомый с итогами совещания, утверждает, что вопросы на совещании задавал именно Греф, которого не удовлетворил доклад консультантов.
Далеко не все чиновники разделяют позицию Грефа. "Думаю, это его личное мнение. Виктор Борисович [Христенко] считает, что сделка абсолютно нормальна", - заявил "Ведомостям" представитель Минпромэнерго. Сотрудник Росимущества также не видит серьезных проблем с покупкой "Газпромом" "Сибнефти". А правительственный чиновник напоминает, что Греф давно был против покупки "Газпромом" нефтяных активов и против этой сделки в частности.
Еще один противник расширения "Газпрома" - Федеральная антимонопольная служба - похоже, готов забыть о своих претензиях. Голландская "дочка" "Газпрома" Gazprom Finance BV подала заявку в ФАС с просьбой одобрить покупку. И хотя формально на вынесение решения отводится 50 дней, руководитель ФАС Игорь Артемьев уже пообещал, что его ведомство уложится в две недели. А источник, близкий к ФАС, уверяет, что разрешение может быть выдано уже до конца текущей недели.
Источник в правительстве России подчеркивает, что "Газпром" направил документы для подготовки директивы только в среду вечером, а за несколько часов документ подготовить сложно. Но он будет готов на днях, уверяют чиновники сразу двух профильных ведомств.
Цена, которую "Газпром" готов заплатить за "Сибнефть", вовсе не выглядит странной и не должна вызывать вопросов, полагает Сергей Глазер из Vostok Nafta. Она соответствует рынку и даже могла быть и выше - с учетом премии за контроль. "Греф абсолютно прав в том, что "Газпром" должен обосновывать сделку перед советом директоров, - отмечает Глазер. - Но если он не смог предотвратить ее раньше, то вряд ли его заявление может что-то изменить сейчас". А вот президент Института энергетической политики Владимир Милов "восхищен принципиальностью Грефа". "Греф прекрасно понимает, что не добьется отмены сделки, но считает необходимым донести свою позицию", - резюмирует Милов.
Греф традиционно критически подходит к инициативам "Газпрома". Ему не нравилось, что монополия решила заняться энергетикой и скупила крупные пакеты акций в РАО "ЕЭС России" и его крупнейшей "дочке" - "Мосэнерго". В конце 2004 г., когда государство готовилось продать за недоимки "ЮКОСа" "Юганскнефтегаз" и "Газпром" приценивался к нему, Греф выступил против "усиления присутствия государства в рыночных секторах экономики". Ту же мысль он повторил в конце прошлой недели, назвав такую политику "неандертальской".
...
Греф против "Сибнефти"
У сделки "Газпрома" с "Сибнефтью", о которой руководитель администрации президента Дмитрий Медведев отозвался как о деле решенном, нашелся противник.