Ни добыть, ни прокачать
Судьба трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана остается по-прежнему нерешенной, хотя работа над проектом идет уже не один год.
Распоряжение о создании трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан с начальной точкой в Тайшете (Иркутская область) и конечной в бухте Перевозной (Приморский край) г-н Фрадков подписал 31 декабря прошлого года. Этому предшествовало несколько лет дискуссий относительно маршрута трубопровода. Так, ЮКОС еще до начала конфликта с властями лоббировал вариант строительства трубы в Китай, а "Роснефть" - на побережье океана. В качестве компромисса в Энергетическую стратегию до 2020 года записали прокладку трубопровода на Дальний Восток с ответвлением в Китай.
В постановлении, подписанном г-ном Фрадковым 31 декабря, отмечается, что проект должен реализовываться в два этапа. На первом предполагается построить участок Тайшет-Сковородино (Амурская область, в 70 км от китайской границы) мощностью 80 млн тонн в год. Параллельно будет сооружен нефтеналивной терминал в Перевозной, куда сырье будет поставляться по железной дороге. В апреле министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ, согласно которому "Транснефти" поручено завершить работы в рамках первого этапа во втором полугодии 2008 года. Затем правительство должно решить судьбу второго этапа - будет ли строиться ответвление в Китай или трубопровод продолжат до Перевозной.
Государственная "Транснефть", куратор проекта, теперь недоумевает, почему премьер заявил фактически о полном отсутствии работы по реализации проекта. "Все, что от нас зависело, мы сделали, - сказал "Времени новостей" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. - Существует лишь одно ТЭО проекта, мы завершили работу над ним и передали в правительство, которое должно принять решение в течение шести месяцев, но мы рассчитываем, что это случится раньше". Первоначально "Транснефть" заявляла, что на подготовку ТЭО уйдет полтора года, однако чиновники настоятельно просили компанию ускорить этот процесс. Правда, г-н Григорьев добавил, что в рамках уже внесенного в правительство ТЭО проекта пока продолжается оформление необходимых согласований с Бурятией, но он называет этот вопрос техническим и уверяет, что документы будут подготовлены до конца месяца.
К ТЭО нефтепровода из Восточной Сибири, разработанному "Транснефтью", есть множество претензий у Минприроды.
Чиновники заявили, что оно не соответствует требованиям российского законодательства. В частности, МПР не устраивает, что участок трассы трубопровода проходит на расстоянии 800 м от береговой линии озера Байкал. В "Транснефти" заявляют, что трубу планируется прокладывать за пределами установленной законодательством водоохранной зоны. Кроме того, МПР неоднократно высказывалось против конечной точки маршрута - бухты Перевозной. В начале сентября глава МПР Юрий Трутнев, глава МЭРТ Герман Греф и министр транспорта Игорь Левитин заявили о целесообразности строительства трубы до Находки, а не до Перевозной. "У меня есть ощущение, что трубопровод должен пойти в Находку, а не в бухту Перевозная, а после посещения этих мест оно (ощущение. - Ред.) усилилось", - заявлял г-н Трутнев.
Надо заметить, что перед этим Владимир Путин уже обращал внимание на недопустимость влияния экологов на проекты национального масштаба, чтобы оно не было "инструментом конкурентной борьбы с развитием экономики России".
Вполне возможно, что первые лица государства не удовлетворены столь длительным согласованием разных деталей проекта. В июле в Шотландии Владимир Путин обещал: "Первый этап предположительно начнется уже в этом году. Строительство будет продолжаться примерно три года". Следовательно, правительство обязано выполнить эту установку, но не может из-за отсутствия согласованной всеми ведомствами документации.
О чем вчера и заявил г-н Фрадков.
Более того, вчера г-н Фрадков признался, что правительством до сих пор не до конца определены приоритеты развития нефтегазового комплекса. Он заявил, что экономическому росту в стране могло бы способствовать освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря, извлекаемые запасы которого составляют, по предварительным оценкам, около 75 млрд тонн нефтегазового эквивалента, но сейчас там добывается лишь 0,2% от объема всего производимого в России сырья. Однако темпы освоения разведанных месторождений г-на Фрадкова явно не устроили, ведь из 15 открытых участков к работе подготовлены всего два - Штокмановское и Приразломное.
Более того, премьер остался неудовлетворен тем, как организованы работы на шельфе. "Как хочешь, так и выживай", - охарактеризовал глава ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" Олег Мнацаканян. "ФГУП предоставлен сам себе. Кто координирует работу, учитывая, что 85% запасов шельфа Баренцева моря находится у России?" - сделал нелицеприятное для федеральных ведомств вывод премьер.
И в ответ на объяснение, что на масштабную геологоразведку не хватает денег, он подчеркнул: "Я бы на первый план поставил не вопрос денег, а вопрос организации дела". И добавил, что правительство не может принимать новых решений по разработке арктического шельфа, пока МПР, отвечающее за этот вопрос, не внесет конкретных предложений по его освоению. "Нам важно увидеть всю картину: это и транспортировка, и внутреннее потребление, и увязка железнодорожного маршрута с морским транспортом, и вопросы безопасности", - сказал премьер.
Накануне вчерашнего заседания глава МПР Юрий Трутнев, вместе с г-ном Фрадковым прилетевший в Мурманск, пообещал, что предложения по разработке шельфа его ведомство планирует внести в правительство в ноябре.