МЭРТ повысит цену российской нефти
Минэкономразвития согласовало комплекс мер, которые должны решить сразу три задачи: стимулировать нефтяные компании разрабатывать новые месторождения, повысить качество российской нефти, продаваемой на экспорт, и заставить россиян потреблять более ка.
Проблемы в российской нефтяной отрасли вылезли наружу полгода назад, когда была модернизирована шкала экспортных пошлин, а налоговые органы снизили до минимума возможность увода прибыли из-под налогообложения.
Оказалось, что при сверхвысоких ценах на нефть экспортные пошлины срезают в доход государства практически всю получаемую нефтяниками прибыль, не оставляя возможности компаниям вкладывать средства в разведку и разработку новых месторождений. Рентабельность бизнеса даже при цене на нефть в 60 долларов за баррель составила всего 5%, подчеркивает глава департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Кирилл Андросов. И это при том, что глава Минприроды Юрий Трутнев оценивает необходимый объем средств для геологоразведочных работ не менее чем в 4 млрд. долларов в год. В итоге сегодня ни одна компания не готова планировать долгосрочные инвестиции в новые проекты, замечает Андросов.
Одновременно с этой проблемой стали очевидными еще две. Во-первых, цены на бензин за прошлый год выросли на 27,3%, а с начала этого года - еще на 15,1%, что сделало невозможным соблюдение запланированных показателей по инфляции. Во-вторых, сам президент посетовал на то, что цена российской нефти Urals на мировых рынках занижена, из-за чего Россия "недобирает" на каждом барреле нефти примерно 5-6 долларов, и потребовал от МЭРТ "обеспечить" Urals справедливую цену.
Идею, как привлечь компании к разработке новых месторождений, подал Юрий Трутнев. Он предложил предоставить им "налоговые каникулы", освободив от уплаты НДПИ и экспортных пошлин на первые несколько лет, пока добыча не выйдет на проектную мощность. И хотя глава Минфина Алексей Кудрин выступил категорически против этой идеи, МЭРТ ее поддержал. В ведомстве Грефа предложили территориальный принцип предоставления льготы: нулевая ставка НДПИ будет применяться не на всех месторождениях, а лишь на тех, которые расположены в труднодоступных местах. Так, по мнению Андросова, в зону нулевой ставки НДПИ могут попасть все месторождения Восточной Сибири, Охотского моря и арктического шельфа. Правда, срок, на который компании будут освобождены от уплаты НДПИ, пока не согласован - правительство обещает это сделать к ноябрю.
Компаниям, которые решатся разрабатывать шельфовые и другие труднодоступные месторождения, правительство готово помочь и обустройством инфраструктуры - проложить дороги, линии электропередачи и трубопроводы.
Это будет сделано за счет средств инвестфонда.
Второй задачей было повышение качества и цены Urals на мировых рынках. Напомним, что основной "виновник" низкого качества Urals - высокосернистая нефть, добываемая в Поволжье (ее основными поставщиками являются "Татнефть" и "Башнефть"), которая вливается в общую экспортную трубу, смешиваясь с легкими сортами из Восточной и Западной Сибири. Сернистость "поволжской" нефти в три раза выше сибирской, и неудивительно, что на выходе смесь Urals стоит дешевле, чем североморская Brent, американская WTI или российский сорт Siberian Light.
Когда Владимир Путин поставил задачу "добрать" недостающие 5-6 долларов за баррель, которые сегодня Россия теряет из-за качества Urals, большинство аналитиков предложили снизить количество нефти, поступающей в трубу с поволжских месторождений. По тому же пути пошли и в МЭРТ.
Правда, Кирилл Андросов утверждает, что никто не собирается "отрезать" от экспортной трубы ни "Татнефть", ни "Башнефть". "Это и не нужно, и невозможно", - успокаивает он.
В МЭРТ сошлись на том, что компании будут получать льготу по НДПИ с условием вкладывать высвобождающиеся средства либо в сами нефтепромыслы для повышения качества извлекаемой нефти, либо в модернизацию НПЗ, куда пойдет добываемая высокосернистая нефть. Впрочем, аналитики не в восторге от этого шага. "Если просто снизить им ("Татнефти" и "Башнефти") НДПИ, то аналогичного шага от государства захотят и другие компании, - опасается Сергей Суверов из Газпромбанка. - Кроме того, нет гарантий, что они будут тратить дополнительные деньги именно на НПЗ".
По мнению эксперта, для решения проблемы нужно реализовать комплекс мер - например, выделить инвесткредит на достройку Нижнекамского НПЗ, который как раз должен перерабатывать сернистую нефть, но взамен ввести ограничения на поставки сернистой нефти в трубу.
Впрочем, Андросов убежден, что повысить качество Urals можно и за счет "логистических решений в рамках "Транснефти". По его словам, "менеджмент "Транснефти" признает, что у компании есть возможности по увеличению прокачки Siberian Light и направления высокосернистой нефти в отдельный транспортный поток, в котором такая нефть была бы минимально смешанной с Siberian Light.
"Мы не можем отказаться от добычи высокосернистой нефти, она имеет свой спрос и своего покупателя, - замечает Андросов. - Но наша задача - минимизировать плохой эффект, который оказывает такая нефть на качество российской нефти".
Не меньшие надежды в МЭРТ возлагают и на начало торговли Urals как минимум на двух биржах - в Нью-Йорке и Будапеште (об этом в субботу объявил глава Минфина Алексей Кудрин). Это позволит "отвязать" цену российской нефти от цены Brent (сейчас Urals торгуется с дисконтом от Brent) и снизить возможность спекуляций.
бензин все равно будет дорожать
Ведомство Грефа озаботилось и повышением качества производимого в России топлива: по словам Андросова, МЭРТ предлагает повысить акцизы на низкооктановый бензин Аи-80, а на Аи-92 и Аи-95 - наоборот, понизить, что должно стимулировать НПЗ производить высокооктановое топливо. Зато идей, как снизить цены, в МЭРТ родилось немного. Андросов рассчитывает лишь на то, что уже со следующего года заработает биржевая торговля нефтепродуктами. Других механизмов ведомство Грефа предложить не может. "Бензин - товар неэластичного спроса: его потребление не снижается, как бы ни выросла цена", - замечает глава департамента МЭРТ.