Вполне возможно, "Интерросу" так и не удалось бы продать свою долю в иркутских сырьевых проектах, если бы "Роснефть" всерьез не занялась трубопроводом из Восточной Сибири на Дальний Восток. Как говорят в государственной нефтяной компании, "Роснефть" ищет источники заполнения трубопровода, ведь для того, чтобы проект имел коммерческий успех, объем прокачиваемой по трубе нефти должен составить 50 млн тонн в год (плюс еще 30 млн, если будет построено ответвление на Китай). Пока, как говорят эксперты, Западная Сибирь может поставлять в нефтепровод лишь 26 млн тонн в год.
А месторождения Восточной Сибири практически не разработаны. На Талаканском в Якутии только-только начинает работать "Сургутнефтегаз", а Верхнечонское практически не разрабатывается из-за нежелания некоторых акционеров - "Интерроса" и иркутской обладминистрации - вкладывать в него средства.
Как говорят в ТНК-ВР, извлекаемые запасы Верхнечонского месторождения составляют 201,6 млн тонн нефти и 95,5 млрд кубометров газа. До этого года инвестиции в проект были незначительными и сдерживались отсутствием транспортной инфраструктуры. Но после того, как правительство в конце прошлого года определилось со строительством трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану, весной этого года ТНК-ВР решила инвестировать 270 млн долл. в "Верхнечонскнефтегаз".
Однако "Интеррос" и областные власти не поддержали эту инициативу. Компания Владимира Потанина активизировала поиски покупателя на свой пакет акций, а иркутская администрация де-факто отдала свой пакет в управление ТНК-ВР - внесла его в уставный капитал Восточно-Сибирской газовой компании.
Однако "Интеррос" неожиданно сумел договориться с главой "Роснефти" Сергеем Богданчиковым. А тот, как показывает практика, если берется за проект, то только при условии контроля. Официально в "Роснефти" не говорят, собираются ли наращивать долю в "Верхнечонскнефтегазе". Источник "Времени новостей", близкий к ТНК-ВР, утверждает, что именно по причине агрессивной политики "Роснефти" администрация Иркутской области стала судиться за возврат своего пакета "Верхнечонскнефтегаза" из капитала ВСГК. И недавнее вето нового губернатора Александра Тишанина на областной закон о внесении в план приватизации на этот год акций "Верхнечонскнефтегаза" - лишнее тому подтверждение (ведь внесением в капитал ВСГК этот пакет был фактически приватизирован, теперь же ситуация полностью разворачивается в обратную сторону).
ТНК-ВР же, говорит источник, близкий к компании, скорее всего придется договариваться с новым партнером и, вполне возможно, создавать некое СП, где основные позиции будут у государственной компании. Минимум, на что может пойти "Роснефть", по его мнению, это на раздел добываемой нефти пропорционально доле в "Вернечонскнефтегазе". Кроме того, конечно, многое будет зависеть от того, как "Роснефть" будет инвестировать в месторождение. Но в любом случае, уверяют в ТНК-ВР, всегда лучше иметь в партнерах компанию, которая заинтересована в развитии актива.






