Российские АЗС на Лондонской бирже
Список российских компаний на фондовом рынке может пополнить экзотический для нашей страны эмитент - автозаправочная сеть, работающая под брэндом Epetrol.
Как рассказал "Ведомостям" исполнительный директор "Дуглас Консалтинга" Филипп Генс, сейчас в сеть Epetrol входят 17 действующих и 12 строящихся автозаправочных комплексов, реализующих все марки бензина, дизтопливо и сжиженный газ. Каждый из них включает в себя магазин, кафе, душ, мойку, а некоторые еще и автосервис. В планах компании развитие этой сети по трем трассам - от Москвы до Выборга, Пскова и Нижнего Новгорода. Вдоль каждой из них комплексы будут построены с шагом 50-100 км. Предполагается, что к концу будущего года под маркой Epetrol будут работать 40 комплексов, а в дальнейшем планируется построить еще примерно 70. Как говорит Генс, каждый комплекс стоит от $1,5 млн.
Часть денег на реализацию этих амбициозных планов группа, по словам Генса, намерена привлечь на финансовых рынках. В ноябре "РК-Газсетьсервис" разместит дебютный выпуск облигаций на 1 млрд руб. со сроком обращения год. Ставка купона планируется на уровне 12% годовых.
А в начале будущего года все компании группы будут консолидированы в ОАО "Объединенная топливная группа Ерetrol", которое в конце 2006 г., после подготовки консолидированной отчетности по МСФО, проведет публичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже (LSE). Инвесторам будет предложено порядка 20% акций, говорит Генс. Он рассчитывает, что к тому времени стоимость всей компании составит $200-250 млн. Вырученные от размещения акций средства, по его словам, пойдут на дальнейшее расширение сети автозаправочных комплексов.
Аналитик ИФК "Солид" Денис Борисов оценивает эту компанию несколько ниже - по его мнению, она может стоить $150-170 млн. Он называет IPO EPetrol в Лондоне "абсолютно пионерским проектом", ведь сейчас акции нефтесбытовых компаний за исключением "Башкирнефтепродукта" не торгуются даже на российских площадках. По мнению Борисова, если нынешняя конъюнктура нефтяных бумаг, когда они расходятся как горячие пирожки, сохранится к концу будущего года, то акции EPetrol будут пользоваться популярностью. С другой стороны, говорит собеседник "Ведомостей", инвесторам может внушить опасения неустойчивое положение независимых российских нефтетрейдеров на рынке.
Они могут не выдержать конкуренции с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Последние годы нефтяные гиганты все чаще поглощают независимых продавцов. За последние два года "ЮКОС" приобрел у АФК "Система" сеть "Кедр-М" (около 20 заправок в Москве) и принадлежавшую группе частных инвесторов во главе с президентом "ОПОРы России" Сергеем Борисовым сеть "Гермес-Москва" (около 20 в столице), а "ЛУКОЙЛ" - несколько более мелких сетей. А "Русснефть" Михаила Гуцериева в этом году купила одну из крупнейших в столице сетей - АЗС "Гранд" (около 50 заправок).
Верит в успех российских автозаправщиков и аналитик Brunswick UBS Каха Кикнавелидзе. Если для России публичное размещение акций таких компаний в новинку, то за рубежом они давно торгуются на биржах, отмечает эксперт. Но Россия последние два года исправно поставляет на фондовые биржи компании из самых разных отраслей. Среди них медиакомпании (РБК, "Рамблер"), розничные сети ("Седьмой континент", "Пятерочка"), АФК "Система" и традиционные для России сырьевые компании - "Евразхолдинг", "Мечел", Urals Energy и др. О планах IPO уже объявили несколько продовольственных компаний ("Черкизовский", "Русагро", а "Хлеб Алтая" уже разместил акции), банков (Внешторгбанк, Росбанк).
А вот вице-президент Российского топливного союза Алексей Небольсин уверен, что проект Epetrol обречен на неудачу. "Кому нужны акции сети без нефтебаз, без собственных ресурсов?" - недоумевает он, считая бумаги группы "не очень надежным вложением капитала".