Грузите нефть цистернами
Россия не даст Китаю госгарантии на строительство нефтепровода. Таков итог вчерашних переговоров вице-премьера Александра Жукова с пекинскими чиновниками.
В межправительственном соглашении 1999 г. Россия заверяла Китай, что построит нефтепровод на 30 млн т. В 2002 г. "ЮКОС" актуализировал тему, предложив за свои деньги протянуть трубу Ангарск - Дацин. Однако "Транснефть" проект отвергла, а тогдашний премьер Михаил Касьянов заявил, что частных нефтепроводов в России не будет. В декабре 2004 г. вышло распоряжение правительства о проектировании и строительстве трубопровода Восточная Сибирь (Тайшет) - Тихий океан (бухта Перевозная) мощностью 80 млн т и стоимостью $11,5 млрд. Проект допускал возможность ответвления от основной магистрали в Сковородино на китайскую границу. Однако до сих пор Москва уклонялась от твердых гарантий строительства.
В протоколе вчерашнего заседания комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству двух стран заявлено, что российские власти рассмотрят предложение Китая о заключении межправительственного соглашения о нефтепроводе Сковородино - граница КНР. Однако Жуков не считает такое соглашение нужным, хотя Китай, по его словам, просил "закрепить" многочисленные договоренности. По мнению вице-премьера, российская "Транснефть" и китайская CNPC должны сами посмотреть на проект "с точки зрения загрузки трубы, цены прокачки и экономической эффективности".
Замминистра топлива и энергетики Иван Матеров считает, что альтернативой трубопроводу могут стать железнодорожные перевозки (см. также Б2). Два года назад Россия обещала довести поставки до 30 млн т. Жуков уверяет, что в следующем году по колее вывезут 15 млн т, но признается, что в этом году цистернами доставят 7,8 млн т вместо заявленных 10 млн т. Замминистра транспорта Александр Мишарин утверждает, что железнодорожники перевозят ровно столько, сколько заявляют в договорах российские и китайские компании. Из материалов к заседанию комиссии следует, что "Роснефть", заключив долгосрочный контракт с Cinopec, обязательства исполняет, поставки "Сибнефти" и "ЮКОСа" не носят системного характера, а "ЛУКОЙЛ" экспорт прекратил.
По словам Мишарина, за железной дорогой дело не станет. Строится второй путь на погранпереходе Забайкальск - Маньчжурия, что позволит к 2008 г. провезти на этом направлении 20 млн т.
Еще один 60-километровый переход на участке Лесозаводск - Хулинь собирается проложить частная компания "Дальневосточный железнодорожный сервис". Ее гендиректор Алексей Лишбергов говорит, что это направление на 350 км ближе к месту деятельности грузоотправителей леса, металла, нефти, чем переход Гродеково - Суйфыньхэ. Одобрение властей Приморья и провинции Хэйлунзян, по его словам, получено, инвестировать в проект стоимостью $120 млн будут компании "Евразфинанс" и "Синьжонь".
Представитель ТНК-ВР заявил "Ведомостям", что компании выгоден экспортный маршрут из Восточной Сибири до Тихого океана, а строить или нет ответвление в Китай - дело правительства.
"Транспортировка нефти по железной дороге дороже, а объемы поставок меньше", - говорит нефтяник. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев тоже считает, что все решения о строительстве трубы и ее мощности должно принимать правительство. Оно же должно определиться, в какой пропорции нефть пойдет в Китай и на Находку, если будет решено строить трубу до Китая, говорит Григорьев.