Начальник "Штокмана"
Юрий Комаров возглавил "Севморнефтегаз" Как стало известно "Времени новостей", бывший зампред правления "Газпрома" Юрий Комаров, отвечавший за экспортную стратегию, получил новую должность в структуре концерна.
Как стало известно "Времени новостей", бывший зампред правления "Газпрома" Юрий Комаров, отвечавший за экспортную стратегию, получил новую должность в структуре концерна. С 31 октября он занимает кресло генерального директора ЗАО "Севморнефтегаз", которому принадлежат лицензии на разработку двух месторождений на шельфе Баренцева моря - крупного нефтяного (Приразломное) и гигантского газоконденсатного (Штокмановское). Правда, по информации "Времени новостей", весьма вероятна передача лицензии на разработку Приразломного "Сибнефти", которая станет центром добычи жидких углеводородов в группе "Газпром". Ранее возглавлявший "Севморнефтегаз" Иван Чернов скорее всего вернется в "Роснефть", выходцем из которой он собственно и является.
Назначение г-на Комарова в "Севморнефтегаз", по видимому, означает, что проект создания единого оператора проектов по производству и экспорту сжиженного природного газа - "Газпром-СПГ" - провалился. В то же время очевидно, что теперь у преемника г-на Комарова на посту экспортного зампреда в "Газпроме" Александра Медведева появился серьезный конкурент в борьбе за право продавать российский сжиженный газ в США. Вряд ли Юрий Комаров согласился бы вернуться в концерн на производственную должность, которая не предполагает работы по его прямой специальности - маркетинга газа на зарубежных рынках. Тем более что г-н Комаров в свое время был главным противником диверсификации бизнеса "Газпрома" за счет проектов по производству СПГ.
Кадровые изменения в "Севморнефтегазе" давно назрели. До декабря прошлого года это было совместное предприятие "Газпрома" и "Роснефти" (50 на 50), и по давней взаимной договоренности его возглавлял назначенец нефтяной компании. Однако в рамках поиска финансирования под покупку "Юганскнефтегаза" "Роснефть" уступила половину "Севморнефтегаза" структурам газового концерна за 1,7 млрд долл. В этих условиях смена гендиректора была предопределена. Тот факт, что г-н Чернов (до 2002 года возглавлял департамент по новым и морским месторождениям в "Роснефти") покинул свой пост совсем недавно, объясняется тяжелым процессом поиска нового главы. А назначение именно г-на Комарова выглядит компромиссом во внутригазпромовской борьбе за контроль над новым многомиллиардным бизнес-направлением.
Сразу после отставки Юрия Комарова с поста зампреда правления "Газпрома" в апреле нынешнего года источники "Времени новостей" утверждали, что самый опытный экспортер российского газа не совсем уходит из монополии. В рамках программы реструктуризации управления в концерне прорабатывали вариант создания компании "Газпром-СПГ", которая получила бы эксклюзивные права представлять интересы группы во всех проектах, связанных со сжижением природного газа. Сейчас "Газпром" не участвует в этом бизнесе, однако планирует к середине будущего года получить блокирующий пакет в "Сахалине-2" (по долгосрочным контрактам продано более 70% СПГ), в 2009 году запустить небольшой собственный завод мощностью 5 млн тонн СПГ в Ленинградской области, а в 2010-2012 годах начать производство и экспорт сжиженного газа с Штокмановского месторождения.
Кроме того, компания интересуется подобными проектами в других странах (например, в Иране или Венесуэле). Однако все это перспективное хозяйство г-ну Комарову не дали. Правда, при этом ему достался самый лакомый кусок - "Штокман", в рамках первой фазы которого планируется производить и экспортировать в США 15 млн тонн СПГ в год.
Напомним, что "Газпром" уже составил и объявил короткий список потенциальных партнеров для реализации проекта. В него вошли американские Chevron и ConocoPhillips, норвежские Statoil и Hydro, а также французская Total. Сейчас идет активный процесс коммерческих переговоров с этими корпорациями, который завершится будущей весной выбором двух-трех иностранных участников консорциума.
Появление Юрия Комарова в цепочке по принятию решений на определяющем этапе выбора партнеров весьма показательно. Учитывая, что самостоятельный экспорт газа в США "Газпрому" практически не светит (только в тесном взаимодействии с американским партнером), выстраивание взаимоотношений с будущими участниками консорциума является стратегической задачей.