"Дальше - больше"
ТНК-ВР готовится получить новые налоговые претензии.
Отвечая на вопрос британской газеты о том, могут ли возникнуть новые претензии к ТНК-ВР (сейчас налоговики проверяют деятельность компании за 2002 и 2003 годы) и повлияют ли они на перспективу развития компании, г-н Браун заявил: "Да, тут (в сфере налогообложения. - Ред.) отношения всегда изменялись - от прохладных до более или менее нормальных, и налоговые претензии за 2001 год были улажены. Но, я полагаю, будут выдвинуты новые, еще большие налоговые требования по 2002 году, а дальше - больше". Впрочем, к такой ситуации г-н Браун относится философски. "Это, в общем, ожидаемо. В мире вообще-то немало мест, где предъявляются огромные налоговые претензии. Но всегда можно все обсудить и договориться".
Как известно, из 28 млрд руб., которые ТНК-ВР первоначально доначислили за 2001 год, компания в конечном счете заплатила лишь четверть - 6,98 млрд, разрешив конфликт во внесудебном порядке. В целом же г-н Браун описывает опыт работы ВР в России как "вполне позитивный": заявленные прибыли были получены, а вот инвестиции оказались больше. И производство - больше. TНК-BP стала "весьма хорошей и конкурентоспособной компанией".
Впрочем, обсуждать планы по сотрудничеству с "Газпромом", в том числе на крупном газовом Ковыктинском месторождении, в интервью Guardian лорд отказался. А ведь именно с претензиями "Газпрома" на контроль над Ковыктой многие связывали активность налоговой службы и многие другие проблемы ТНК-ВР с государственными структурами.
Стоит отметить, что г-н Браун был готов к тому, что у ТНК-ВР могут возникнуть трудности с российскими властями. К примеру, когда в сентябре 2003 года он выступал на открытии только что созданной ТНК-ВР, то заявил: "Политические риски - относительны, и они есть не только в России, но и во всем мире, например в Нигерии", однако иностранные компании там все равно работают.
Однако в апреле г-н Браун все же прилетел в Москву для встречи с Владимиром Путиным, чтобы уточнить, хотят ли видеть британский холдинг в России. Причин для беспокойства у англичан к тому моменту было более чем достаточно. Помимо налоговых претензий в марте были отменены аукционы на три крупных сибирских месторождения - даже официально причиной отмены называлось участие в них англо-российского холдинга. Кроме того, новая редакция закона "О недрах" ограничивала участие иностранцев в освоении российских недр, и многие считали, что ТНК-ВР как раз является иностранной компанией.
Г-н Путин успокоил лорда: "Компания ВР - одна из тех, кто больше всего инвестирует в российскую экономику. И насколько я себе представляю, весьма успешно развивается сотрудничество с вашими российскими партнерами, и бизнес идет неплохо. Поддерживая то решение, которое состоялось два года назад (о создании ТНК-ВР, подписание документов проходило в присутствии Владимира Путина и Тони Блэра. - Ред.), мы не ошиблись хотя бы потому, что прибыль, которую показывает сейчас объединенная компания и ваш менеджмент, увеличилась более чем в 20 раз. Это говорит о качестве менеджмента".
Тем не менее налоговые претензии, похоже, будут возникать снова и снова. Лорд Браун по этому поводу не очень волнуется - видимо, из-за того, что ответственность за результаты хозяйственной деятельности, предшествующей созданию ТНК-ВР в сентябре 2003 года, несут российские акционеры ("Альфа-Групп" и Ассеss/Renova, которые принадлежат Михаилу Фридману, Герману Хану, Леонарду Блаватнику и Виктору Вексельбергу). Однако в любом случае взыскание накладывается на ТНК, а она входит в состав ТНК-ВР, и ее финансовое состояние напрямую влияет на весь холдинг. Так что объединенная компания все же получает прямой убыток, не говоря уже об имиджевых потерях. И если налоговики активно будут продолжать накладывать взыскания, а суды их потом урезать на три четверти, то репутацию страны такое положение дел уж точно не улучшит. Но это уже не проблемы Джона Брауна.