Саакашвили ищет газ в Иране
Решение "Газпрома" почти вдвое повысить с нового года стоимость российского газа для Грузии заставило официальный Тбилиси в пожарном порядке искать страховочные схемы поставок энергоносителей.
Важность этой миссии подчеркивает то, что вместе с "главным энергетиком" в Азербайджан отправился и глава МИД Грузии Гела Бежуашвили. "Мы обсудим вопросы энергетической безопасности для двух стран и, надеемся, для всего евроатлантического сообщества", - заявил Бежуашвили перед вылетом. Эти вопросы глава грузинского МИДа планировал обсудить не только со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, но и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Министр энергетики Ника Гилаури был более конкретен. Там же, в тбилисском аэропорту, он признался, что в рамках визита будут обсуждаться "транзитные условия Азербайджана при транспортировке иранского газа".
Грузия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики весной 2005 года.
Правительство Ирана обязалось выделить грант на 2,5 млн. долл. для реабилитации газопровода Иран-Азербайджан-Грузия. Кроме того, иранская сторона заявила о готовности сделать цену на иранский газ приемлемой для Грузии в обмен на возможность экспорта этого вида топлива на западные рынки. Иранские перспективы еще недавно рассматривались в Тбилиси как весьма отдаленные. Однако состоявшиеся 20 декабря переговоры с "Газпромом" вынуждают грузинскую сторону спешить.
Внешне решение Москвы повысить цену на газ до 110 долл. за 1000 кубометров в Грузии встретили спокойно, и это спокойствие объяснимо. Во-первых, о грядущем повышении в Тбилиси узнали за месяц, после неудачного визита министра энергетики Ники Гилаури в Москву.
Во-вторых, у Тбилиси заключено соглашение с Казахстаном на импорт газа по 68 долл. за 1000 кубометров. И хотя казахстанский газ может поступать в Грузию пока только по магистралям "Газпрома", успевшего заявить о вероятном повышении транзитных тарифов, есть надежды, что поставщику удастся договориться с российским монополистом на приемлемых условиях. Наконец, в-третьих - и это, возможно, главное - в 2006 году будет введен в эксплуатацию Южно-Кавказский газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, благодаря чему у Грузии гарантированно появится альтернативный источник газоснабжения.
Но пуск новой газовой трубы планируется только ближе к концу 2006 года, а проблемы у Грузии возникли уже сейчас - во многие районы республики газ в декабре подается с перебоями.
Чем конкретно завершилась попытка Грузии подстраховаться за счет Азербайджана и Ирана, на момент сдачи этого номера "НГ" в печать еще не сообщалось. Источник в МИД Азербайджана заверил "НГ", что сегодня между Баку и Тбилиси "царит полное взаимопонимание", тем более что оба государства участвуют в важнейших транснациональных энергетических и транспортных проектах, выступают с единых позиций в международных организациях.
Однако авторитетный азербайджанский аналитик Анар Ибрагимли считает, что визит двух грузинских министров не стоит переоценивать. "Одним из альтернативных источников газа для Грузии является его поставка из Ирана через Армению или Азербайджан, - сказал "НГ" Анар Ибрагимли. - Но первый вариант малоперспективный, поскольку задевает интересы "Газпрома". Что же касается азербайджанского варианта, то в целом Баку это тоже невыгодно. Осенью 2006 года будет введен в эксплуатацию трубопровод Баку-Тбилиси- Эрзерум, по которому газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз" на Каспии планируется экспортировать в Турцию, а далее в Грецию и другие страны Европы.
И с этой точки зрения Азербайджан, как и Россия, не заинтересован в появлении конкурента в лице Ирана. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что реализацию иранского проекта негативно воспримут в США".
Сумеет ли Михаил Саакашвили уговорить Ильхама Алиева на транзит иранского газа в Тбилиси, сказать трудно. Когда речь заходит об интересах глобальных игроков, дружбы региональных лидеров бывает недостаточно.