Стоп-кран под елкой
Несмотря на перманентный клинч в российско-украинских отношениях, сложные погодные условия и жуткие пробки на дорогах столицы, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков приехал в Москву на очередной раунд газовых переговоров.
Российская сторона, окончательно обозленная украинской тактикой затягивания переговорного процесса по самым невероятным поводам, собирается стоять на своем до конца. Только за последнее время высокопоставленные чиновники Украины позволили распространить дезинформацию о российской позиции, заявить свое безусловное право на 15% от объема газового транзита в Европу (то есть пообещали брать его и без соответствующего контракта) и предложили подождать с повышением цен до парламентских выборов.
"Вопрос взаимоотношений в газовой сфере с Украиной на сегодняшнем совете директоров "Газпрома" не обсуждался. Позиция "Газпрома" давно определена и неизменна", - заявил пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов после вчерашнего заседания совета. Речь идет о переходе на европейские условия поставок газа: долгосрочный контракт на поставку газа с формулой цены, привязанной к стоимости нефтепродуктов на спотовых рынках в Европе. Украинская сторона хочет получить многолетнюю рассрочку перехода на европейские ставки, а в наступающем году сохранить льготные условия поставок.
В то же время член совета директоров "Газпрома" Борис Федоров заявил о поддержке действий менеджмента компании в отношениях с Украиной.
"Россия не просит ничего лишнего, "Газпром" не хочет ничего чужого, не пытается у кого-то что-то отнять. Но если ты продаешь продукцию, покажите мне американскую фирму или немецкую фирму, которая будет за треть цены отдавать свою продукцию. Но это же просто нонсенс! Этого никто в мире не делает. Россия этого не должна делать тоже", - заявил он в эфире телеканала НТВ. Между тем исполнительный директор германского федерального союза газо- и водоснабжения Мартин Вейанд вчера заявил, что даже если Украина будет препятствовать транзиту газа через свою территорию, Германия сможет до 75 дней компенсировать этот дефицит за счет газа, находящегося в хранилищах.