Примерение на подтекстах
В среду в Астане произошло окончательное официальное примирение Москвы и Киева после газового конфликта.
"Надеюсь, что вы хорошо провели время в Карпатах" - приветственная фраза, произнесенная Путиным с искренней улыбкой, содержала в себе кучу подтекстов. Например, такой: в самый разгар газового кризиса, то есть в последние дни декабря и первые дни января, Ющенко находился на отдыхе. Но на подтекстах два президента решили не зацикливаться. "На мой взгляд, сложным путем, но мы пришли к правильному и взаимовыгодному решению", - сказал Путин.
О политическом кризисе на Украине публично двумя президентами не было сказано ни слова. "А вы согласны с "Газпромом" в том, что Украина занимается воровством?" - попытались поставить Путина в тупик украинские журналисты. Путин и Украину постарался не обидеть, и "Газпром" поддержать. В отношениях с братскими народами, отвечал он, нужно, конечно, выбирать корректные формулировки, но существуют международные организации, которые "все подсчитали".
"А если цена теперь $230 за тысячу кубометров, то в чем компромисс?" - спрашивали, в свою очередь, российские журналисты, прежде всего - у Ющенко. "Всем нам очень важно продемонстрировать Европе, что Россия и Украина - очень важная корреспондентская пара, которая может стабильно поставлять газ до конечного потребителя", - отвечал украинский лидер. Главное, не уставал подтверждать Ющенко, - спокойствие Европы. Когда, продолжал он, у европейцев 1 января начались проблемы с поставками, украинцы "80 процентов своего газа достали из хранилищ и отдали на прокачку". "Думаю, президент Ющенко получил эти сведения из весьма недостоверных источников", - прокомментировал это один из присутствовавших в Астане экспертов.
В Киеве Ющенко упрекают в двух вещах: во-первых, в том, что поставками теперь занимается непрозрачная компания, а во-вторых, в самих условиях соглашения, ставящих Украину в серьезную зависимость от Москвы. "Как может быть непрозрачной компания, в которой половина принадлежит "Газпрому"?" - отвергают часть обвинений украинские энергетические министры. А что касается других упреков, то у них основа может быть посерьезней. Цена в 95 долларов, которые в итоге платит Украина, достигается за счет более дешевого среднеазиатского газа. И если сейчас максимальная цена за, скажем, туркменский газ составляет 65 долларов, это, вполне возможно, только временно.
Но Ющенко сейчас не до прогнозов. Почти сразу после переговоров с Путиным он покинул Астану, решив не оставаться на прием в честь инаугурации президента Казахстана, и улетел разруливать свой персональный газовый конфликт - с Радой и премьером.