Россия нашла кому доверить КТК
Как стало известно вчера, правительство обсуждает возможность передачи доли России в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) в управление "Транснефти".
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил Ъ, что компания действительно в начале декабря получила письмо от Минпромэнерго с предложением рассмотреть вопрос об управлении российской долей в КТК. "Если нам поручат, мы будем управлять этим пакетом с максимальной эффективностью для России",v сказал он. По его словам, предложение находится на этапе обсуждения, и у него на данный момент "гораздо больше противников, чем сторонников". Президент "Транснефти" Семен Вайншток неоднократно заявлял, что тарифы на прокачку нефти по КТК занижены, долги консорциума слишком велики, а Россия не получает никакой прибыли от транзита нефти по ее территории.
Нефтепровод КТК протяженностью 1580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Объем прокачки в прошлом году составил 30,5 млн тонн. Предполагается, что пропускная способность КТК вырастет до 67 млн тонн нефти в год. Акционеры консорциума: Россия v 24%, Казахстан v 19%, Султанат Оман v 7%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company v 15%, LUKARCO B.V. (СП ЛУКОЙЛа и BP) v 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd v 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company (структура ExxonMobil) v 7,5%, Agip International N.V. (структура итальянской Eni) v 2%, BG Overseas Holding Ltd v 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC v 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC v 1,75%.
Самый принципиальный противник идеи управления "Транснефтью" российской долей в КТК v сам консорциум. В ноябре гендиректор КТК Йен Макдональд направил премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову письмо (его копия есть в распоряжении Ъ), в котором утверждается: ""Транснефть" v естественная монополия и прямой конкурент КТК в области транспорта казахской и российской нефти. Имея долю в 24% в КТК-Р и КТК-К (операторы трубопровода КТК в России и Казахстане.v Ъ), Россия, скооперировавшись с любым акционером, например с "Роснефтью", может заблокировать любое решение управляющего органа КТК. Сейчас РФ реализует это право для защиты своих коммерческих интересов. Однако если контроль над этим пакетом будет передан "Транснефти", это приведет к ситуации, которая будет воспринята как явный конфликт интересов".
В пресс-службе КТК Ъ сообщили, что "акционеры вправе сами выбирать управляющих своими долями в консорциуме, однако на данный момент были достигнуты существенные успехи в переговорах о расширении КТК, и передача долей в управление другим сторонам может затормозить переговорный процесс". Как заявила пресс-служба консорциума, пока Россия не сформулировала четкой позиции по вопросу расширения КТК. Окончательное решение по этому вопросу будет вынесено на собрании акционеров КТК, дата которого еще не назначена.
По договору о создании КТК от 1996 года оператором проекта в части прокачки нефти по России была "Транснефть", однако в 2000 году собрание акционеров КТК решило, что оператором станет сам консорциум. После этого "Транснефть" отказалась строить перемычку КропоткиноvТихорецк для соединения своей системы с КТК, объясняя это тем, что нефтекомпании не представили необходимых параметров перемычки (в частности, ее пропускной способности). В итоге российским компаниям на начальном этапе работы КТК приходилось искать, кому передать свое право на прокачку нефти по системе, и лишь в 2004 году нефть с Тихорецкой стала поставляться в КТК железнодорожными цистернами.
В настоящее время акции России в КТК находятся в управлении Росимущества, а представление России в КТК возложено на Минэкономразвития. Представитель Росимущества Дмитрий Никитенко вчера сообщил Ъ, что его ведомство не получало официальных документов о передаче управления долей России в КТК "Транснефти". В Минэкономразвития комментировать ситуацию отказались. По неофициальным данным, в министерстве не уверены в эффективности такого решения.