"Волготанкер" просит национализации
Менеджмент ОАО "Волготанкер", крупнейшего речного перевозчика нефтеналивных грузов России, вчера высказался за скорейшую передачу пароходства под контроль государства.
Предложение о национализации пароходства было высказано вчера на специально созванной пресс-конференции, в которой участвовали председатель совета директоров ОАО "Волготанкер" Владимир Жуков и Андрей Клейменов, член совета директоров АО и вице-президент ООО "Волготанкер АМС", управляющей компании пароходства. Комментируя ухудшение финансово-экономического состояния компании в связи с налоговыми претензиями, господин Жуков заявил: "Мы приходим к тому, что единственный возможный вариант действий для сохранения занятости десяти тысяч сотрудников v это передача пароходства под контроль государства". Господин Клейменов уточнил, что эта инициатива согласована с частными акционерами ОАО, хотя официальной оферты в госорганы или госструктуры пока не направлено. Экс-председатель совета директоров пароходства Александр Александрович подтвердил Ъ эту информацию. "Мне неизвестно, как компания может перейти под контроль государства, технологию этого процесса с акционерами никто не обсуждал,v уточнил он.v Я не знаю, какой механизм будет избран, но государством уже накоплен определенный опыт в этой части".
Напомним, первые налоговые претензии были предъявлены "Волготанкеру" в конце 2004 года. По версии управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (УФНС), где зарегистрировано пароходство, компания незаконно возместила НДС из бюджета, поскольку не перевозит экспортно ориентированный груз, а сдает суда в аренду, и в итоге задолжала за 2001 год более 630 млн руб. В 2005 году компания получила аналогичные претензии за 2002-2004 годы еще более чем на 2,5 млрд руб. Кроме того, летом 2004 года Самарская областная прокуратура возбудила уголовное дело v шестерым менеджерам во главе с господином Александровичем инкриминируется мошенничество и легализация доходов. По версии самого "Волготанкера", компания преследуется за связь с ЮКОСом v до 2000 года пароходство принадлежало структурам нефтекомпании и до недавнего времени в больших объемах перевозило ее продукцию.
В госорганах, а также связанных с государством компаниях v "Роснефти", "Газпроме" и "Рособоронэкспорте" v своего интереса к "Волготанкеру" вчера не подтвердили. В "Новошипе" и "Совкомфлоте", подконтрольных государству морских пароходствах, специализирующихся на перевозках нефти и нефтепродуктов, Ъ сообщили, что возможность приобретения "Волготанкера" ими не рассматривается. "Теоретически это (расплатиться акциями за долги АО.vЪ) возможно, но я о разработке такого варианта в отношении "Волготанкера" не слышал",v говорит председатель совета Ассоциации судоходных компаний России, сенатор Игорь Изместьев.
Опрошенные Ъ участники рынка полагают, что более вероятным вариантом выхода из кризиса может стать распродажа имущества "Волготанкера". "Единственное разумное решение в этой ситуации v реализация имущества, прежде всего флота, с аукционов для покрытия долгов,v заявил Ъ президент транспортно-промышленной группы МРП Роман Троценко.v Это имущество вне всякого сомнения может быть интересно как грузовладельцам, так и профессиональным судовладельцам v Волжскому пароходству, "Вижн Флоту", Московскому речному пароходству. К тому же перспектива в ближайшие несколько лет есть только у перевозок мазута на экспорт в летнюю навигацию. Возить нефть выгоднее и дешевле по железной дороге".
Отметим, что судебных решений о взыскании с "Волготанкера" НДС пока не принято. Все иски УФНС находятся на разных стадиях рассмотрения в арбитраже. Источник Ъ, близкий к УФНС, полагает, что списание долга либо реализация имущества пароходства не начаты потому, что госсобственник (20% акций "Волготанкера" принадлежит Росимуществу) до сих пор не определился с тем, кому может быть передан этот актив.