Бензиновый удар
ЛУКОЙЛ, который почти потерял надежду приобрести принадлежащие ЮКОСу акции Mazeikiu Nafta, пытается хотя бы немного повлиять на переговоры о продаже.
Поэтому "ЛУКОЙЛ-Балтия" решила отказаться от части продукции Мажейкяйского НПЗ и взамен ее ввозить скандинавский бензин". В январе из скандинавских стран уже было импортировано 4 тыс. тонн бензина, в течение нынешнего года этот объем достигнет 100 тыс. тонн, что составит около 30% нефтепродуктов, реализуемых в Литве дочерней структурой ЛУКОЙЛа. Ранее компания торговала только продукцией, произведенной в Литве.
С продажей Mazeikiu Nafta у ЮКОСа возникают все новые и новые проблемы.
Сама компания хочет выручить как можно больше средств за принадлежащие ей 53,7% акций Mazeikiu Nafta, но второго крупного акционера завода - литовское правительство, без разрешения которого нельзя осуществить сделку, - не устраивают представляемые российской компанией потенциальные покупатели. Вчера прошла очередная встреча ЮКОСа и властей республики. Однако ее результаты обнародованы не были, и намеченный брифинг отменен. Компании, которые предлагают наибольшую цену за пакет ЮКОСа, - казахский "Казмунайгаз", заявивший о намерении заплатить 1,2 млрд долл., и польский PKN Orlen, готовый отдать 1,5 млрд долл. - не могут гарантировать поставки сырья на завод, на чем настаивает Литва. Orlen является перерабатывающей компанией, а "Казмунайгаз" может загружать предприятие, только транспортируя сырье по территории России. Компания уже просила у российского правительства обеспечить ей транзит 12 млн тонн нефти в направлении Литвы, однако получила отказ. Правда, сейчас "Казмунайгаз" заявляет, что теоретически сможет каким-то образом обменять добываемую в Каспийском море нефть на сырье, производимое другими компаниями в Северном море, и таким образом обеспечить поставки на Mazeikiu Nafta.
Литовские же власти, которые, судя по всему, хотят продать свою долю завода по той же цене за акцию, как в сделке с ЮКОСом, теперь находятся в достаточно щекотливом положении. С одной стороны, поляки и казахи предлагают хорошие деньги за завод, и они не связаны с Россией, что с политической точки зрения для Литвы достаточно важно. Но, с другой стороны, без российских нефтяников (считается, что ЛУКОЙЛ предлагает за пакет ЮКОСа 980 млн, а ТНК-ВР - 600 млн долл.) весьма проблематично загрузить завод, а если это и удастся, то, как вчера дал понять г-н Палейчик, возникнут сложности со сбытом нефтепродуктов в Литве. Глава компании "ЛУКОЙЛ-Балтия" говорит, что цены на скандинавское топливо будут такими же, как и на литовское. Однако нетрудно догадаться, что если ЛУКОЙЛ проиграет борьбу за Mazeikiu Nafta, то может увеличить объем закупок нефтепродуктов в Скандинавии, что приведет к их существенному подорожанию. А в этом правительство Литвы явно не заинтересовано.
Как заявил вчера газете Lietuvos rytas источник, знакомый с ходом переговоров, ЮКОС по-прежнему намерен продать акции завода по максимально возможной цене и не идет на уступки правительству Литвы. В связи с этим кабинет министров собирается начать подготовку к самостоятельному выкупу акций у ЮКОСа, однако до завершения сделки пройдет еще не один месяц.