Михаилу Фрадкову не далась вьетнамская нефть
Вчера председатель правительства РФ Михаил Фрадков в Ханое провел переговоры с вьетнамским премьером Фан Ван Кхаем.
Россия может лишиться своего нефтебизнеса во Вьетнаме уже к 2010 году. Ежегодный доход бюджета от этого бизнеса составляет $500-700 млн. Большая часть вьетнамской нефтедобычи осуществляется совместным предприятием "Вьетсовпетро", срок деятельности которого истекает в 2010 году. Половина СП v собственность российской госкомпании "Зарубежнефть". Вьетнам пока уклоняется от прямого ответа о том, согласен ли он продолжать сотрудничество на прежних условиях, и отказывается увеличивать объем добычи нефти этим СП свыше 10 млн тонн в год. Именно будущую судьбу предприятия Михаил Фрадков и попытался вчера прояснить на встрече с вьетнамским премьером Фан Ван Кхаем.
В отличие от советских времен, сейчас российские премьеры приезжают во Вьетнам именно тогда, когда возникают проблемы с российским участием в добыче вьетнамской нефти. В последний раз такие проблемы возникли в 2002 году. Тогда Россия собиралась использовать свое участие в СП "Вьетсовпетро" для строительства нефтеперерабатывающего завода в Зунг-Куате v для этого даже было создано еще одно СП, "Вьетросс". Однако вьетнамцы неожиданно передали право на поставку оборудования для строительства НПЗ на сумму более $700 млн японской компании GGC, французской Тechnip и испанской Technica Leonidas. Не исправил положения даже срочный приезд в Ханой Михаила Касьянова v Россия была вынуждена выйти из этого проекта по строительству НПЗ.
Вчера Михаил Фрадков потратил почти весь день в том числе и на обсуждение российского участия во вьетнамском нефтебизнесе. Однако от премьера Фан Ван Кхая господин Фрадков услышал только уклончивый ответ, который потом пересказал так: "Мы договорились, что вопросы дальнейшего функционирования компании будут прорабатывать на экспертном уровне с тем, чтобы определить дальнейшую ее деятельность". Примерно то же самое в Ханое говорилось в 2002 году и тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову. Вьетнам уже научился самостоятельно добывать собственную нефть и может обойтись без участия России. Тем не менее вчера Михаил Фрадков продолжал настаивать на нем, заявив господину Ван Кхаю, что "мы заинтересованы в дальнейшем расширении деятельности 'Вьетсовпетро'".
Публично на переговорах оба премьера подчеркивали, что проблемы в нефтебизнесе не осложняют других экономических связей России и Вьетнама. Но премьеры отметили, что в 2005 году товарооборот между Россией и Вьетнамом превысил $1 млрд. В отличие от соседнего Китая, с Вьетнамом Россия торгует не сырьем, а товарами, прошедшими технологическую обработку. Большая часть российского экспорта v продукция черной металлургии, которую в прошлом году поставили на сумму более $790 млн. В структуре российского экспорта есть и значительная доля машин, оборудования и комплектующих к ним v 14%. Также во Вьетнаме реализуются 47 инвестиционных проектов, а накопленный объем инвестиций составил около $270 млн.
На вчерашних переговорах были обсуждены и новые планы. Михаил Фрадков сообщил Фан Ван Кхаю, что он заинтересован в участии российских предприятий в тендере по строительству первой вьетнамской АЭС. Также премьер предложил построить и новую гидроэлектростанцию "Шонла". Стоимость этого проекта оценивается в $2,4 млрд. В ответ же прозвучало неожиданное для российской делегации предложение о создании еще одного совместного предприятия v на этот раз с российской компанией "Силовые машины" для производства на территории Вьетнама электроэнергетического оборудования.
Предложение оказалось настолько неожиданным, что ни Михаил Фрадков, ни сопровождавший его глава Минпромэнерго Виктор Христенко не смогли даже приблизительно оценить возможную стоимость проекта. Сегодня Михаил Фрадков отправится в Хошимин осматривать бывшие объекты "Вьетсовпетро", чтобы лично оценить масштаб возможной потери и получше обдумать предложение о новом совместном предприятии.