USD 88.9288

+0.32

EUR 98.0725

+0.26

Brent 73.1

+0.58

Природный газ 2.14

-0

...

Труба "Роснефти" и "Альянсу"

Больше половины нефти, которую планируется транспортировать по трубопроводу из Восточной Сибири на побережье Тихого океана, не пойдет на экспорт, а будет перерабатываться внутри страны.

Труба "Роснефти" и "Альянсу"

Больше половины нефти, которую планируется транспортировать по трубопроводу из Восточной Сибири на побережье Тихого океана, не пойдет на экспорт, а будет перерабатываться внутри страны. Как заявил вчера губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС, если по трубопроводу в год будет перекачиваться "по 50 млн тонн и 15-20 млн тонн пойдут на экспорт, то 30 млн тонн должны перерабатываться на месте нашими предприятиями".

Ранее чиновники уже озвучивали планы по строительству НПЗ в конечной точке трубопровода. Кроме того, восточносибирским сырьем государственная "Роснефть" намерена загрузить принадлежащий ей Комсомольский завод. Подобные планы есть и у Хабаровского НПЗ, подконтрольного группе "Альянс". Правда, до осуществления этих планов еще далеко. "Транснефть" не приступила даже к строительству первого этапа трубопровода (от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской), сооружение которого планируется завершить в 2008 году. Когда будет построена труба от Сковородино до океана, которая должна пройти через Хабаровский край, где заводы смогут подключиться к системе, вообще неизвестно.
По словам г-на Ишаева, предложение о строительстве отводов до НПЗ "положительно воспринято руководством компаний "Роснефть" и "Транснефть", и сейчас готовится заключение по этому вопросу". В "Транснефти" "Времени новостей" заявили, что оба предприятия получат возможность подключиться к системе. "Мы подтвердили намерение предоставить им точки врезки в трубу и обеспечить технические условия для входа в нефтепровод", - говорит вице-президент нефтетранспортной компании Сергей Григорьев. При этом он подчеркивает, что отводы заводам придется строить на собственные средства.

Сейчас на Хабаровский НПЗ мощностью 4,7 млн тонн нефти в год сырье доставляется по железной дороге, что, как отметил г-н Ишаев, приводит к удорожанию продукции и снижает ее конкурентоспособность (так как железнодорожный тариф выше, чем трубопроводный). По мнению губернатора, стремление наращивать переработку и поставки на экспорт готовых нефтепродуктов, а не сырой нефти отвечает интересам страны, развития экономики восточных территорий России. В группе "Альянс" вчера подтвердили "Времени новостей" свою заинтересованность в подключении к магистральной трубе.

На Комсомольский НПЗ (перерабатывает более 6 млн тонн нефти в год) сырье также поступает по железной дороге. Хотя частично предприятие загружается нефтью, добываемой в рамках проекта "Сахалин-1". Но с середины этого года - после завершения строительства терминала в порту Де-Кастри - все сырье с "Сахалина-1" будет отправляться на экспорт. В то же время "Роснефть" является одним из крупнейших недропользователей Восточной Сибири и будет поставщиком значительной части нефти для загрузки трубопровода до Тихого океана. По мнению г-на Ишаева, протяженность отвода до Комсомольска-на-Амуре составит 350-400 км. В "Роснефти" вчера не смогли прокомментировать планы подключения завода к магистральной трубе.

Трубопровод из Восточной Сибири планируется построить в два этапа. Начальной точкой станет город Тайшет, от которого трубу проложат до Сковородино. Оттуда сырье будет транспортироваться по железной дроге на побережье Тихого океана, где к окончанию строительства трубы предполагается возведение экспортного терминала. На втором этапе проекта Сковородино и терминал соединит трубопровод мощностью 50 млн тонн нефти в год. Однако когда начнется его прокладка, неизвестно.

Чиновники уже неоднократно намекали, что экспортироваться будут не все 50 млн тонн нефти, которые ежегодно будут попадать на побережье Тихого океана из Восточной Сибири, и заявляли, что России давно пора начать вывозить из страны не сырье, а нефтепродукты. Еще в конце прошлого года глава "Росэнерго" Сергей Оганесян сообщил, что правительство рассматривает возможность строительства рядом с терминалом НПЗ мощностью 20 млн тонн нефти в год. Впрочем, никаких конкретных решений по этому вопросу пока принято не было, и детали проекта не утверждены.

А глава "Траснефти" Семен Вайншток считает, что "Роснефть" должна увеличить мощность своего Туапсинского НПЗ с нынешних 4 млн тонн в год до 10 млн. "Это как раз тот объем, который идет из порта Туапсе на экспорт", - отмечал он недавно. Действительно "Роснефть" объявила, что собирается инвестировать в модернизацию предприятия 1,2 млрд долл. "Убежден, экспорт нефти-сырца - удел слаборазвитых стран, к коим, к счастью, Россия не относится. На морском побережье конечными точками наших нефтепроводов должны стать НПЗ", - уверен г-н Вайншток.

Впрочем, не все согласны с его точкой зрения. Так, в недавнем интервью Reuters вице-президент по переработке и сбыту ТНК-ВР Энтони Консидайн отметил: "Россия может хотеть иметь НПЗ, однако что будет, если потребители захотят покупать не нефтепродукты, а сырую нефть для собственных НПЗ?"

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram