Восточный старт "Транснефти"
"Транснефти", похоже, уже ничто не мешает приступать к строительству нефтепровода из Восточной Сибири на Тихий океан.
Правда, случилось это лишь после того, как состав комиссии был расширен на треть - месяц назад эксперты-экологи отказались утвердить необходимые документы. Сам г-н Чегасов считает "противозаконным" принятое решение, с ним солидарны природоохранные организации, в частности российские представительства Greenpeace и Фонда дикой природы (WWF) - они уверены, что прокладка трубы по одобренному маршруту может нанести непоправимый вред Байкалу. Впрочем, опускать руки Greenpeace не намерен. На днях эта организация обратилась в крупнейшие международные банки - Barclays Plc, ABN Amro, Fortis Bank, Citigroup и ING Bank - с официальным письмом, в котором предупреждает о возможных юридических рисках при финансировании проекта. В Greenpeace надеются, что это помешает строительству, которое оценивается в 6,5 млрд долл., поскольку "Транснефть" не располагает собственными средствами и намерена осуществлять его на заемные деньги.
Трубопровод из Восточной Сибири планируется построить в два этапа. Начальной точкой станет Тайшет (Иркутская обл.), от которого трубу проложат до Сковородино (Амурская обл.). Оттуда сырье будет транспортироваться по железной дроге на побережье Тихого океана, где к окончанию строительства трубы предполагается возведение экспортного терминала. Мощность трубопровода на первом этапе составит 30 млн тонн нефти в год.
Затем, согласно Энергетической стратегии до 2020 года, Сковородино и терминал соединит трубопровод. При этом мощность трубы будет увеличена. Правда, пока это не более чем планы.
В прошлом году одобрение ТЭО проекта было получено от всех заинтересованных ведомств, за исключением "Ростехнадзора", который должен был подписать заключение 25 января. Однако этого не случилось. "Чувствуется, что руководство ведомства не желает согласиться с выводами экспертов и утвердить выводы комиссии", - заявлял тогда г-н Чегасов. Уже тогда он не исключал, что будет создана новая экспертная группа, "которая примет "нужное" решение". Ведь Владимир Путин минувшей осенью достаточно часто повторял, что экологи необоснованно тормозят крупные государственные проекты, а это, по мнению президента, недопустимо.
Суть же разногласий заключается в том, что часть трубопровода будет проложена в 800 метрах от Байкала, и экологи считают это опасным. Они уверены, что меры защиты от возможного разлива сырья, предусмотренные "Транснефтью", недостаточны, ведь труба находится в сейсмически активной зоне с интенсивностью, по данным г-на Чегасова, в десять и более баллов. В "Транснефти" же заявляют, что проектом предусмотрены беспрецедентные меры безопасности, в том числе двойная обшивка трубы. При этом в компании напоминают, что трубопровод пройдет за пределами водоохраной зоны, определенной законодательством.
На заседании первой комиссии отрицательное заключение на проект подписали 46 из 52 экспертов. Как пояснил вчера г-н Чегасов, для одобрения документа необходимо собрать две трети голосов. Однако глава "Ростехнадзора" Константин Пуликовский не согласился с заключением комиссии. Было принято решение расширить ее состав до 89 человек и продлить срок работы до марта. И 28 февраля большинство экспертов поддержали проект. По информации представителя российского Greenpeace Романа Важенова, против выступили лишь 23 человека. "Среди экспертов, подписавших положительное решение, нет экологов, все они машиностроители. Ни одного специалиста по сейсмике не было", - сетует, в свою очередь, г-н Чегасов.
Заключение "Ростехнадзора" должно быть подписано до 3 марта. Будет ли это сделано, в ведомстве г-на Пуликовского вчера не сообщали.