МЭРТ и ФАС мечтают о дешевом бензине
Глава Минэкономразвития Герман Греф решил бороться с повышением цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
По словам аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Мангилева, даже если импортные пошлины будут отменены, то фактически никакого влияния на российский рынок нефтепродуктов это не окажет - он попросту не заметит ничего. В прошлом году в Россию было ввезено чуть больше 180 тыс. тонн нефтепродуктов (месячное потребление нефтепродуктов города с населением около миллиона человек), в то время как в стране объем продаж только бензина составляет около 27,5 млн. тонн. В США цена высокооктанового бензина составляет примерно 50 центов за литр, а в России примерно равна 60 центам за литр. Необходимо учесть, что цена на бензин в Америке хоть и находится практически на одном уровне с российской, но с учетом затрат на транспортировку экономическая целесообразность его импорта в Россию совершенно отпадает. О поставках из Европы говорить вообще не стоит, так как там бензин стоит как минимум на 75% дороже, чем в России. В среднем же по Европе цена литра бензина превышает 1 евро. Из европейских стран нефтепродукты без учета масел в Россию экспортирует в основном Финляндия, которая поставляет бинзин марки Аи-98.
Вслед за инициативой Германа Грефа чиновники Федеральной антимонопольной службы предложили резко повысить экспортные пошлины на нефтепродукты на апрель и май. По мнению ФАС, это может привести к тому, что бензин и дизтопливо во время посевной не будут уходить за рубеж.
Традиционно экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на вывоз нефти и сейчас составляют примерно 70% от экспортной ставки на сырье. Но с 1 апреля по 31 мая этого года пошлины на светлые нефтепродукты (бензины и дизельное топливо) должны вплотную приблизиться к нефтяным ставкам, считает ФАС.
Чиновники ведомства настаивают, чтобы на этот период пошлины на светлые нефтепродукты были установлены в размере 90% от экспортной пошлины на нефть, или 167,8 доллара за тонну. По мнению ФАС, это позволит стабилизировать цены на бензин в период посевной, когда наблюдается сезонное увеличение спроса. Дело в том, что из всего объема экспорта нефтепродуктов львиная доля приходится на мазут и дизельное топливо. Однако даже эти нефтепродукты обычно подвергаются дополнительной переработке. Бензин в Европу из России практически не поставляется, так как не проходит по экологическим стандартам.
По мнению аналитического сообщества, отмена импортных пошлин и сезонное повышение экспортных пошлин на бензин не окажут влияния на стоимость топлива внутри страны с точки зрения ее стабилизации. Кроме того, заявление ФАС может стать тревожным сигналом для российских нефтяных компаний.
Согласно действующему налоговому законодательству экспортные пошлины на нефтепродукты, уровень которых устанавливается в процентах от пошлины на экспорт нефти, должны снижаться с ростом цен на нефть. Так, если цена российской нефти повышается с 40 до 70 долларов за баррель, то экспортная пошлина на легкие нефтепродукты снижается с 80 до 73% от пошлины на экспорт нефти.
В стабильных условиях экспорт нефтепродуктов более выгоден, чем экспорт нефти; если же цены на нефть растут, то экспорт нефтепродуктов становится еще выгоднее. Таким образом, в случае возвращения к механизму расчета экспортных пошлин на нефтепродукты, применявшемуся до августа 2003 года (когда пошлина на экспорт нефтепродуктов составляла 90% пошлины на экспорт нефти), нефтяные компании лишатся стимула инвестировать в модернизацию. В этой связи стоит отметить, что последний крупный НПЗ в нашей стране был построен в конце 80-х годов.