Большая нефть Путина
Вчерашний день для президента Владимира Путина начался неудачно. Подвели подчиненные.
Его, как могли, успокаивали. Вице-премьер Александр Жуков доложил, что деревообрабатывающие мощности вскоре заработают на полную мощь, так как правительство ликвидировало импортные пошлины на технологическое оборудование, причем предназначенное не только для лесной промышленности. Из 1200 товарных позиций нулевые пошлины (вместо 5-10%) установлены для 800. Ради модернизации промышленности (а темпы ее роста падают с сентября прошлого года) правительство даже пожертвовало 500 млн. долларов, которые оно не получит из-за обнуления пошлин. Что же касается собственно лесопереработки, то ее модернизацией вскоре займутся новые собственники.
Герман Греф, в свою очередь, привел данные о снижении в марте темпов инфляции. По его данным, "за 20 дней марта инфляция составила 0,4%, а до конца месяца она составит 0,6%". По мнению Грефа, "это (цитата из ИТАР-ТАСС) почти в два раза более медленный темп, чем планировалось, и более чем в два раза меньше, чем в феврале". В результате мартовского снижения темпов инфляции Греф прогнозирует более низкую, чем в прошлом году, инфляцию.
То, что за рост цен в последнее время отвечает не министр финансов Алексей Кудрин, а его коллега, министр экономразвития и торговли Греф, удивлять не должно. В правительстве уверены, что зимний всплеск цен вызван не столько монетарными факторами, сколько ростом тарифов естественных и локальных монополий. А за них прежде всего Греф и отвечает. И, как известно, глава МЭРТ сейчас всячески урезает тарифы РАО "ЕЭС", ОАО "РЖД" и "Газпрома". И естественные монополисты ничего не могут с ним поделать.
Но по-настоящему настроение президенту поднял Виктор Христенко. Он для начала обещал сдержать рост цен на ГСМ. Но главное, отрапортовал президенту о выходе на максимальную мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС). "С апреля график поставок топлива по БТС будет строиться исходя из 65 млн. тонн нефти в год", - привел подробности министр промышленности и энергетики. Путин остался доволен. Он обратился к Христенко с краткой поздравительной речью: "Хочу поздравить всех, кто принимал участие в проекте, передайте мои поздравления коллегам. Это большое событие, позволяющее России выходить на мировые рынки с новыми технологиями. Это успех".
Строительство БТС всегда находилось под особым контролем президента. Решение о его начале правительство приняло в 1997 году. Но строительство началось только в 2000 году. Цена - 2,2 млрд. долларов. На эти деньги (кстати, они были взяты в долг "Транснефтью" и уже возвращены кредиторам) было возведено, как сообщил вчера Христенко, 1600 км линейного трубопровода, 17 нефтеперерабатывающих станций, хранилище, нефтеналивной порт в Приморске, в котором сразу могут обслуживать четыре супертанкера водоизмещением 100 тыс. тонн. При этом обеспечен высокий уровень экологической защиты. Нефть в Приморск поступает из Западной Сибири, Тимано-Печерского месторождения, Поволжья и Казахстана.
Выход на проектную мощность БТС позволит практически полностью отказаться от услуг портов в балтийских странах и, соответственно, увеличить поступления в бюджет Ленинградской области.