МНПЗ гонят из Москвы
В планах столичных властей потушить символ московской юго-восточной окраины: факел Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ).
Также столичными властями рассматривается вопрос о реорганизации других производственных территорий в округе: "Люблино-Перерва", "Грайвороново", "Южный порт", "Серп и Молот", "Некрасовка", "Карачарово", "Курьяново" и "Волгоградский проспект". Такое решение было принято на недавнем Общественном градостроительном совете столицы.
Планы вывода промзон застали врасплох как власти округа, так и руководство предприятий. Как объяснили "Газете" в префектуре ЮВАО, в настоящее время принято решение лишь о модернизации завода, которая, согласно планам чиновников, начнется уже в первом полугодии 2006 года. Использование новых технологий должно заметно снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в результате чего появится возможность сократить размеры санитарно-защитной зоны МНПЗ. А на освобожденных землях планируется возведение жилого микрорайона.
Пресс-секретарь МНГК, контролирующей МНПЗ, Николай Фролов также ничего не смог рассказать о выводе предприятия.
"Мы уже неоднократно излагали свою официальную позицию по поводу будущего завода и пока ее не меняли: как только мы подготовим технико-экономическое обоснование, будет разработан мастер-план реконструкции предприятия", - заявил Фролов "Газете".
Эксперты тоже удивляются планам чиновников вывести МНПЗ за черту города в 2008 году. По их подсчетам проектирование и строительство НПЗ на новой территории займет около пяти лет. "Завод в Капотне не дадут закрыть, пока не будет построен новый", - добавляет заместитель гендиректора компании "КВ Инжиниринг" Илья Шкабара. Дело в том, что к 2010 году, по прогнозам аналитиков, в России сложится дефицит бензина, поскольку объем перерабатывающих мощностей будет исчерпан, а автопарк растет. При этом в постсоветский период "с нуля" не было построено ни одного крупного нефтеперерабатыающего предприятия. В таких условиях маловероятно, что Минпромэнерго согласится с закрытием завода, пусть даже и находящегося на территории Москвы.
Чиновники градостроительного комитета столицы прокомментировали план вывода нефтеперерабатывающего завода довольно осторожно.
"В настоящее время проектная документация на этот участок не разрабатывается", - заявили они "Газете". "Пока нет утвержденной площадки и проекта, разработкой которого никто не занимается, желание вывести завод из Капотни так и останется благим намерением", - подытожил Игорь Шкабара.
При столь дружном неприятии скоростного вывода МНПЗ может статься, что инициатива правительства осуществится лишь частично: предприятие будет модернизировано, санитарная зона сокращена, а освобожденная территория застроена жилыми домами. По мнению руководителя аналитического отдела компании "Новая площадь" Дмитрия Попова, скорее всего, это будет муниципальное жилье.
Покупать же здесь квартиры даже эконом-класса согласятся немногие: по оценке главы аналитического центра IRN Олега Репченко, в настоящее время цена "квадрата" жилья в Капотне составляет порядка 1600-1700 долларов, что является самой низкой ценой в Москве. Однако покупателей даже при такой цене найти нелегко.
Между тем на территории промзоны "Грайвороново" будет построено около полумиллиона кв. м жилья - почти половина Куркино. Но находящиеся здесь предприятия выводятся либо уже выведены за пределы Москвы. То, что коммерческое жилье здесь тоже будет эконом-класса (серия П3М), экспертов не смущает. "Сегодня дорожает в первую очередь дешевое жилье", - говорит Репченко. Впрочем, пресс-секретарь компании "С-Холдинг" Оксана Басова сомневается, что вывод МНПЗ привлечет покупателей. "Проект вывода МНПЗ стоит бешеных денег, а имидж Капотни он не исправит", - заявила она. А вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев считает, что покупатели на жилье у "факела" и так найдутся: "Для массового жилья экология района влияет на его привлекательность гораздо меньше, чем транспортная доступность".