Первым в этом году тревогу по поводу роста цен на топливо забил глава Минэкономразвития Герман Греф.
Тем не менее полторы недели назад министр промышленности и энергетики Виктор Христенко договорился с руководителями крупных нефтяных компаний не повышать цены на период посевной кампании. Затем эта сделка была закреплена на встрече нефтяников с премьером Михаилом Фрадковым.
Но хлопоты чиновников могут оказаться пустыми. Пока нет причин опасаться роста цен на топливо, считают эксперты, ведь цены на нефть на внутреннем рынке пошли вниз. По словам аналитика исследовательского центра "Кортес" Людмилы Лурье, во второй половине марта нефть с поставкой в апреле продавалась в среднем по 7000 руб./т, тогда как месяцем ранее - на 1000 руб., или 12,5%, дороже.
Примерно такие же цифры приводятся и в обзоре компании "ИнфоТЭК-Консалт", занимающейся мониторингом нефтяного рынка. Ее эксперты главной причиной снижения цены считают то, что, когда велись торги, уже было известно, что с 1 апреля на ближайшие два месяца начнет действовать рекордно высокая вывозная пошлина на нефть - $186,4 за тонну (до этого она составляла $160,8). Это обстоятельство резко снижает эффективность экспорта, поэтому нефтяники больше сырья направили на внутренний рынок. Эксперты "ИнфоТЭК-Консалта" прогнозируют, что цена на майскую нефть останется на том же уровне или даже немного снизится.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров тоже прогнозирует рост цен в мае и связывает это с началом летнего автомобильного сезона. Но он не считает, что подорожание будет катастрофическим - "где-то на уровне инфляции". По его мнению, внутренние цены на нефтепродукты уже сейчас достаточно высоки и конкурентны с экспортными.
Не верят в возможность длительного замораживания цен и нефтяники. Но они считают, что паритет придется нарушить под давлением самих властей. Президент "Лукойла" Вагит Алекперов напоминает, что его компания уже дважды брала на себя обязательство не повышать цены - в декабре 2004 г. и сентябре 2005 г. Но в обоих случаях от моратория пришлось отказаться под давлением Федеральной антимонопольной службы, обвинявшей "Лукойл" в манипулировании уровнем розничной маржи независимых операторов. Кроме того, он отмечает, что компании не могут замораживать оптовые цены на нефтепродукты. Ведь в таком случае налоговые органы обвинят нефтяников в торговле по ценам, ниже рыночных.






