Венгры предлагают больше всех
Ожесточенная торговля за "Удмуртнефть", которую намерена продать ТНК-ВР, продолжается.
Помимо MOL к удмуртской добывающей компании присматриваются несколько российских компаний, австрийская OMV, казахская "Казмунайгаз", китайская Sinopec, консорциум "Итеры" и индийской ONGC, консорциум Северо-Западной нефтяной группы и индийской Oil India, "инвестиционные фонды, за которыми стоят неизвестные компании", в том числе и французские.
А также принадлежащая "Газпрому" "Сибнефть". Правда, предложение с обязательствами она пока не подавала. Как заявил вчера глава компании Александр Рязанов, больше 3 млрд долл. предлагать за "Удмуртнефть" он не намерен. Это заявление, кстати, не что иное, как намек на самую высокую цену, уже предложенную за актив. Один из потенциальных претендентов также уверял "Время новостей", что 3 млрд долл. - "это максимум, который можно заплатить за подобный актив, даже с учетом высоких цен на нефть". Ранее эксперты и вовсе оценивали компанию в 1,5-2,5 млрд долл. Впрочем, конкуренция за актив вполне может поднять цену именно до уровня, о котором говорил г-н Рязанов.
Пересматривать свой портфель активов ТНК-ВР начала еще летом прошлого года, а осенью заявила о намерении продать часть предприятий. Несколько из них - "Саратовнефтегаз", Орский НПЗ, "Оренбургнефтепродукт" и "Нефтемаслозавод" - купила "Русснефть" Михаила Гуцериева. После этого ТНК-ВР сообщила, что готова также расстаться с "Удмуртнефтью", которая работает в Удмуртии на довольно истощенных месторождениях и добывает около 6 млн тонн нефти в год. Месторождения этой компании, кстати, более эффективно разрабатывать вкупе с участками "Саратовнефтегаза". Именно поэтому изначально основным претендентом на "Удмуртнефть" считалась "Русснефть". Однако в итоге она отказалась от борьбы, посчитав, что овчинка выделки не стоит - наличие огромного числа конкурентов однозначно резко повысит цену. Вчера в компании г-на Гуцериева подтвердили, что не будут участвовать в покупке предприятия.
Для MOL "Удмуртнефть" не что иное, как шанс нарастить добычу в России, говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Венгерская компания уже учредила совместное с "Русснефтью" предприятие по разработке Западно-Балыкского месторождения. Однако, по словам аналитика, это месторождение уже порядком истощено, его запасы составляют всего примерно 24 млн тонн. При этом России, указывает он, было бы выгодно предложить венгерской компании крупный актив, каковым является "Удмуртнефть", в расчете на ответный подобный шаг - доступ "Газпрома" на розничный рынок Венгрии. Правда, очевидно, что MOL должна претендовать на "Удмуртнефть" совместно с какой-либо российской структурой, ибо "этот актив достаточно крупный и теоретически его можно назвать стратегическим для России", считает г-н Нестеров.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера официально сообщила, что по состоянию на 20 апреля дала разрешения девяти компаниям на приобретение "Удмуртнефти". В число обратившихся в ФАС входит OMV, "Объединенная нефтяная группа" (структура "Базового элемента", который хочет заниматься нефтяным бизнесом, но пока не особенно преуспел на этом поприще), "Русснефть", "Казмунайгаз", Sinopec, "Сибнефть", "Альянс", венгерская MOL и некое ООО "ОВИТ", зарегистрированное в Москве.
Хотя окончательного решения о продаже "Удмуртнефти" еще не принято, сделка, судя по всему, все же состоится. Как и перед продажей других своих "дочек", ТНК-ВР собирается вывести из подконтрольного ей предприятия всю прибыль, накопленную за прошлые годы. На годовом собрании компании, которое назначено на 17 мая, акционеры добывающей компании рассмотрят вопрос о выплате дивидендов по итогам 2005 года, а также по итогам первого квартала 2006 года. Чистая прибыль "Удмуртнефти" за девять месяцев 2005 года составила 4,76 млрд руб., а нераспределенная прибыль прошлых лет на конец третьего квартала 2005 года - 14,74 млрд рублей.