Все вокруг - народное
Президент Боливии Эво Моралес - большой поклонник кубинского лидера Фиделя Кастро и своего венесуэльского коллеги Уго Чавеса, убежденный социалист, считающий капитализм "самым страшным врагом человечества", - сдержал предвыборное обещание вернуть при.
"Пришло время, наступил исторический день, когда Боливия вернет абсолютный контроль над природными ресурсами, - заявил г-н Моралес в своем телевыступлении. - Грабеж, учиненный иностранными компаниями, закончился".
Теперь зарубежные холдинги, работающие в регионе, - а в их число входят бразильская Petrobras, испанско-аргентинская Repsol YPF, британские British Gas и BP, французская Total и американская ExxonMobil - в течение полугода должны перезаключить контракты с правительством Боливии. До этого момента они могут рассчитывать только на 18% от объема добываемого сырья (по итогам прошлого года в стране было произведено около 1 млрд куб. метров газа). Остальное получит государственная Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB). Как отмечается в указе президента, данная мера "направлена на обеспечение устойчивого энергоснабжения страны и нормализации поставок газа на мировые рынки". Впрочем, не все считают эти меры адекватными. Европейская комиссия уже выразила озабоченность решением руководства Боливии. По мнению европейских чиновников, ситуация "может иметь негативные последствия для мировых энергетических рынков, которые сейчас испытывают значительное давление цен".
После подписания президентского указа на территорию крупнейших месторождений и НПЗ региона были введены войска. Впрочем, как уверяют боливийские власти, о конфискации имущества работающих в стране компаний речи не идет. Но если в течение положенного срока договоры о пользование недрами не будут перезаключены, холдингам придется покинуть Боливию.
"Я думаю, что это был символический шаг - послать солдат на месторождения, чтобы показать, что боливийцы теперь ответственно относятся к своему достоянию, - отмечает политический аналитик из Католического университета боливийской столицы Ла-Пас Гонзалио Чавес. - Это чрезвычайно популярный ход. Сейчас в стране доминируют националистические настроения, и это как раз то, что многим людям должно понравиться".
Страна обладает самыми крупными в Латинской Америке после Венесуэлы запасами природного газа - 1,55 трлн куб. м. При этом боливийцы неоднократно проводили демонстрации, организованные главным образом левыми партиями и объединениями местных индейцев, с требованием национализировать недра. Год назад занимавший в тот момент пост президента Карлос Меса увеличил налоги для иностранцев, добывающих газ, однако оппозиция заявила, что этого недостаточно, и политик был вынужден уйти в отставку.
В декабре г-на Меса сменил Эво Моралес. Новому президенту 46 лет, и он стал первым индейцем, избранным на пост главы Боливии. Г-н Моралес не имеет среднего образования, но уже в третий раз участвовал в выборах. Он возглавляет партию МАС ("Движение к социализму"), а также профсоюз производителей коки. Одним из основных предвыборных лозунгов президента было "вернуть природные богатства в руки государства". Первыми, кто пригласил г-на Моралеса после выборов, были Венесуэла и Куба. Встреча г-на Кастро и нового боливийского президента прошла особенно трогательно. "Мы боремся с одним и тем же врагом", - сказал кубинский лидер. "Учитель, мудрец, дедушка, не знаю, как вас следует называть", - отвечал ему г-н Моралес. На встрече присутствовал и Уго Чавес, отметивший, что "ось зла - это Вашингтон и его союзники, которые угрожают и убивают. Мы формируем ось добра, ось нового столетия".
Свою лепту в борьбу с осью зла г-н Чавес вносить не устает, постоянно заявляя, что может ограничить поставки нефти в США, для которого Венесуэла является одним из основных продавцов.
Также он активно выступает за рост цен на нефть, поддерживая в этом вопросе одиозного иранского лидера Махмуда Ахмадинежада. Кроме того, Венесуэла также постоянно увеличивает давление на работающие в стране иностранные компании. В 90-годы, когда цены на сырье были многократно ниже нынешних, чтобы привлечь инвесторов для разработки месторождений тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко, правительство Венесуэлы предложило очень выгодные контракты: налог на прибыль в размере 34%, роялти - 1%. Однако в 1999 году президентом стал г-н Чавес, и чем выше становились цены, тем менее благосклонными к нефтяникам были власти. В 2001 году роялти был увеличен с 16,7 до 30% для предприятий, разрабатывающих залежи легкой нефти, а в 2006 году этот налог был поднят с 1 до 16,7% и для компаний, работающих в бассейне Ориноко. В ближайшее время планируется еще одно увеличение роялти - с 16,7 до 30%, а налога на прибыль - с 34 до 50%. Причем прошлой осенью операторов обязали создать СП с государственной PDVSA, в которых госкомпании должен принадлежать пакет от 60 до 80%.
Впрочем, Россия в скором времени тоже обещает предоставить преференции при распределении недр национальным компаниям - разрабатываемая редакция нового закона "О недрах" подразумевает ограничение доступа иностранцев к стратегическим, то есть крупнейшим, месторождениям. Правда, пока их насчитывается всего несколько.
Г-н Моралес обещал подписать указ о национализации недр еще в середине апреля, однако задержался с обнародованием документа. Рассказал он о своем решении только после прошедшей в конце прошлой недели очередной встречи с гг. Кастро и Чавесом в Гаване. В субботу лидеры трех стран заключили торговое соглашение под названием Боливарская альтернатива Америк (АЛБА). Сделка рассматривается как социалистическая альтернатива поддерживаемого Вашингтоном панамериканского проекта зоны свободной торговли. Г-н Моралес назвал предстоявшее мероприятие "исторической встречей трех поколений и трех революций".
Кстати, несколько лет назад Боливия разрабатывала план поставок сжиженного природного газа в США. В частности, планировалось перевозить сырье через чилийские порты и обеспечивать энергией Калифорнию. Однако народные протесты, поддерживаемые оппозицией, не дали ему осуществиться.